3. Классики социологии об управлении

Классический период развития социологии управления (XIX — начало XX вв.) имеет свои отличительные особенности и характеризуется заметным вкладом в неё прежде всего французской школой социологии, наиболее ярким представителями которой являются Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм.

Несомненной заслугой О. Конта является формулировка закона трех стадий интеллектуальной эволюции человечества: теологической (божественной), метафизической (философской) и позитивной (научной). Именно на стадии позитивного мышления приоритет обществе отдается науке и технике или научной органи­зации труда и возникает такая наука, как социология, которая призвана реформировать общество посредством синтеза всех наук с самым высоким уровнем сложности, а социолог выступает в качестве проповедника нового позитивного мышления и является инженером по реформам в обществе. Т.е. по мнению Конта, процесс управления можно осуществить только на позитивной стадии.

Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» излагает концепцию солидарности, рассматривая солидарность как высшую универсальную моральную ценность, способствующую созданию гармонии и единства в обществе. Дюркгейм выделяет два типа солидарности. Механическая солидарность преобладает в менее развитых государствах, основана сходстве и подобие индивидов и является примитивно-принудительной, характеризующейся неразвитостью характерных черт. Главным отличительным признаком вы­ступает общее коллективное сознание. Органическая со­лидарность, или социально-добровольная, возникает в более развитых обществах и основана на разделении тру­да, в котором растворяется единое коллективное созна­ние, поскольку каждый индивид выполняет свою профес­сиональную функцию, и коллективное сознание диффе­ренцируется, принимает новые формы и изменятся по содержанию. Необходимо определить, как произошло объединение людей – принудительно или добровольно, и, соответственно, использовать различные стили и методы управленческого воздействия.

Наиболее плодотворные социологические идеи были выдвинуты немецкой школой социологии и ее самым яр­ким представителем Максом Вебером. В сво­ей основной работе «Протестантская этика и дух капита­лизма» он анализирует влияние религиозных верований на экономическое поведение людей, рассматривая рели­гию как часть мировоззрения. Основное требование, религиозной морали протестантизма — это неутомимая деятельность в рамках своей профессии, когда добросовестный труд тесно взаи­мосвязан с религиозным мировоззрением и становится послушанием Богу. Аскетическая мораль протестантизма подразумевает воспитание в человеке трудолюбия, береж­ливости, аккуратность, честности, скромности в потреб­лении пищи и в одежде, а также стремление производить больше, а потреблять меньше, ибо это нужно Богу и чело­веку для своего спасения. В своем сравнительно-истори­ческом анализе религий Китая, Индии и других он выя­вил, что в этих странах стремление, воля и мотивы произ­водить для прибыли не имели места. Только религия протестантизма могла стать и стала «колыбелью» капитализма, в силу объективных причин. Макс Вебер считал, что западноевропейский капитализм — явление уникаль­ное, возникшее в XVI в. И доказал, что оно не может повториться и реализоваться, в частности, в России, из-за господства традиционной общины и соответствующей ей крестьянской идеологии, неразвитости индивидуализма и личностного начала (основы буржуазной демократии), неразвитости среднегородских слоев населения и др. По мнению Вебера, зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальные социалис­тические элементы, которые приведут к революции.

Марксистская школа социологии опиралась на лучшие достижения классической французской социологической мысли, английскую политэкономию и утопический соци­ализм. К.Маркс предложил свой леворадикальный про­ект переустройства общества и необходимость создания нового коммунистического общества, не имея при этом эмпирически доказанного действующего общества за всю историю существования человечества.

По Марксу, основными классами являются капитали­сты и наемные рабочие, которые не объединены общими ценностями. Он утверждал, что эксплуатируемый класс восстает и революция преобразует общество. Классовый конфликт неизбежен. По мере развития капитализма, предсказывал Маркс, буржуазия будет становиться бога­че, а пролетариат беднее, конфликт усилится и рабочие совершат всемирную революцию. Но предсказание Марк­са не сбылось во многом потому, что капиталисты и пред­приниматели стали учитывать нужды и потребности ра­бочих не в силу благотворительности и альтруизма, а про­сто-напросто потому, что это экономически выгодно и це­лесообразно. Поскольку очевидно, что высокооплачивае­мый труд рабочего класса и высокоразвитая социалисти­ческая инфраструктура гарантируют и соответствующую трудовую отдачу.

Значительный вклад в развитие русской классической школы социологии дореволюционного периода внёс выдающийся русский учёный П.А. Сорокин. Важной заслугой Сорокина является разработка теории социальной стратификации – дифференциация совокупности людей на классы, группы, слои в иерархическом ранге, выражающаяся в существовании высших, средних и низших слоев, населения. Любая организованная социальная группа расслаивается именно из-за своего постоянства и орга­низованности; например, деловая организация, семья, политическая партия, шайка разбойников, научное об­щество и др. Сорокин выделил три формы социальной стратификации: экономическую, политическую и про­фессиональную. Если экономический статус у членов общества неодинаков, если среди них есть как иму­щие, так и неимущие, то такое общество характеризу­ется экономическим разделением независимо от того, на каких принципах оно построено, на коммунисти­ческих или капиталистических. Профессиональная стратификация проявляется в двух видах: как меж­профессиональная, так и внутрипрофессиональная. Межпрофессиональная стратификация — это иерархия межпрофессиональных групп, а внутрипрофессиональ­ная — внутри каждого профессионального класса. Он выделил социально-значимые профессии, связанные с функциями организации и контроля группы. Это люди, напоминающие машиниста локомотива, от которого зависит судьба пассажиров в поезде. Он отмечал, «что в любом обществе более профессиональная работа зак­лючается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необ­ходимого для ее выполнения, в большей привилегиро­ванности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиоанльной иерархии, и наобо­рот». Профессиональные группы неквалифицированных рабочих всегда находятся внизу профессиональной пирамиды и являются самыми низкооплачиваемыми работниками во все времена и во всех странах, за ис­ключением России. Внутрипрофессиональные группы Сорокин подразделил на следующие слои:

1) предприниматели, или хозяева, экономически неза­висимые в своей деятельности;

2) служащие высшей категории (директора, менедже­ры, главные инженеры, члены совета директоров корпораций), профессиональная функция которых заключает­ся не в физическом, а в интеллектуальном труде;

3) наемные рабочие, которые заняты в основном физическим трудом и зависимые в своей деятельности: Питирим Сорокин разработал идею социальной мобильности, под которой понимается любой переход индивида, или социального объекта, из одной социальной позиции в другую, и различал два основных типа социальной мобильности — горизонтальную и вертикальную. Для социологии управления важным является тот факт, что управленцы занимают более привилегированное положение оправдано – у них больше ответственности, нежели у простых рабочих.

<< | >>
Источник: Автор. Социология управления. Конспект лекций. 2012

Еще по теме 3. Классики социологии об управлении:

  1. Глава 1. Развитие наук «Социология» и «Управление» как базавозникновения социологии управления.
  2. социология управления и социология менеджмента
  3. 1.1. РАЗВИТИЕ НАУК «СОЦИОЛОГИЯ»И «УПРАВЛЕНИЕ» КАК БАЗА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
  4. 15. Классики политической мысли о гражданском обществе
  5. Л. А. Андросова. Социология управления, 2002
  6. 1.3. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
  7. Содержание социологии управления
  8. 1.4. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
  9. Предмет социологии управления
  10. Предмет социологии управления
  11. 3. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
  12. ЛЕКЦИЯ 2МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
  13. Глава 3. Структура и функции социологии управления.
  14. 4. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
  15. Формирование социологии управления в послевоенный период