Имитационные и репрезентационные игры

В настоящее время принято различать два типа игр, соответствующих двум поколениям разработок: дело­вые (или имитационные) игры и игры открытого типа (или репрезентационные игры). Деловой (имитацион­ной) игрой называют игру, которая позволяет исследо­вать социальную систему путем эксперимента с ее моделью, воспроизводящего функционирование систе­мы во времени. Участники имитационной игры прини­мают в предложенной ситуации определенные реше­ния, имитируя выполнение заранее распределенных ролей и реагируя на действия участников, исполняю­щих другие роли. Учитывая реакцию последних, игро­ки принимают новые решения, и, таким образом, цикл повторяется. Участники игры имеют возможность уви­деть долгосрочные последствия своих действий. По окончании игры проводятся анализ и обсуждение иг­ровых этапов, восстанавливается порядок действий каждого участника, оценивается — с различных точек зрения (отдельного игрока, имитируемых отделов орга­низации, системы.в целом) — правильность принятых им решений. Полученные сведения обобщаются, в результате чего выделяются цепочки причинно-след­ственных связей. Для проведения имитационной игры необходима обширная техническая документация, включающая,в себя характеристику объекта имитации, пояснительную записку, техническое задание, матери - алы по изучаемой проблеме, сценарий проведения игры, описание игровой обстановки, описание алгорит­мов поведения участников, проспект игры, руководство администратору — ведущему игры, инструкции игро­кам, руководство по ведению игровой обстановки, про­грамму эксперимента; отчет об эксперименте.

В основе игр открытого типа лежит репрезентаци-' онное моделирование, а это значит, что возникающие при проведении игры ситуации рассматриваются как фрагменты существующих в организациях, членами которых являются игроки, стереотипов поведения и способов решения проблем. Эти стереотипы и способы становятся предметом рассмотрения как представляю­щие (репрезентирующие) деятельность организации. В ходе такого рассмотрения происходит объективизация неосознаваемых организационных технологий, и после того как участники убедятся, что возможны другие под­ходы, у них открывается возможность саморазвития.

При проведении же имитационных игр участники имеют дело не с реальными ситуациями, а с моделями, построенными игротехником.

Сравнение имитационной и репрезентационной игр можно провести по нескольким соотносительным характерным критериям433.

Приоритет в создании деловых (имитационных) игр принадлежит нашей стране. Первая деловая игра была разработана в СССР в конце 1931 г. специалис­тами Ленинградского инженерно-экономического ин­ститута. Тема игры -- «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде», сокращенно — «Пуск цеха». Игра продолжалась два дня, в ней приняли участие 24 человека. Ее результаты стали основой проведения экономических экспериментов в последу­ющей деловой практике. Подобная игра была проведе­на в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач». Таким образом, была организована целая серия игро­вых экспериментов, названных «организационно-про­изводственными испытаниями». В 1933—1934 гг. были разработаны и проводились игры, связанные с внедре­нием промышленных диспетчерских служб. Стоит от­метить, что первые деловые игры не были ориентиро­ваны на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений.

В 1938 г. деловые игры в СССР были фактически запрещены, а их разработчики подвергнуты репресси­ям. В 1950-е гг. к идее создания деловых игр пришли американские специалисты, использовавшие их в целях обучения студентов-экономистов и будущих руководите­лей фирм. В СССР к деловым играм вернулись после Второй мировой войны. Возобновление интереса к ним было связано с именем и деятельностью профессора Ленинградского государственного университета И.М. Сыроежина. В 1972 г. в одном из отраслевых инсти­тутов повышения квалификации была создана первая ка­федра деловых игр под руководством профессора Р.Ф. Жукова. Серьезные заделы в этой области были накоплены сотрудниками Новосибирского государ­ственного университета (В.Ф. Комарова, Н.В. Сыскина), Ленинградского финансово-экономического института (С.Г. Гидрович), Ленинградского института методов уп­равления (А. Л. Липшиц), Ленинградского областного совета научно-технических обществ (М.М. Бирштейн), Киевского инженерно-строительного института

(В.И. Рыбальский).

Таблица 1
Критерии сравнения Имитационные игры игры
1. Характер задания правил Жесткий Нежесткий, свободный
игры и ролей участников
2. Способ информационного Требует обширной цифровой Не требует незнакомой
обеспечения игры и другой информации участникам информации

(т.е. каждый знаком с решаемой проблемой)

3.
Степень личной
Включенность в рамках Полная личностная
включенности участников игры заданной роли включенность
4. Способность игры Закрытая для развития, имеет Открытая,
к саморазвитию завершенную форму саморазвивающаяся
5. Характер принимаемых Правильные решения известны Решения неизвестны
в ходе игры решений заранее и предопределены
6. Основная функция игры Обучающая Развивающая
7. Ориентация на выработку В стандартных ситуациях В ситуациях с высокой '
данных степенью неопределенности, сложных, нестандартных ситуациях
8. Тип моделирования Имитационный Репрезентационный

Деловые игры первого поколения, или имитацион­ные игры, подразделяются на три группы: 1) учебные, используемые при подготовке или переподготовке кад­ров; 2) производственные, применяющиеся для реше­ния актуальных вопросов текущей деятельности и раз­вития конкретных организаций, и 3) исследовательские, проводящиеся при экспериментах в области экономики и управления. Кроме того, выделяются игры с компью­терным обеспечением и без него434.

Появление игр второго поколения, т.н. репрезента- ционных игр, было связано с деятельностью Московс­кого методологического кружка (ММК), работавшего с 1952 г. под руководством Г.П. Щедровицкого, в созда­нии которого приняли участие А. Зиновьев, Б. Грушин, М. Мамардашвили. С окончанием хрущевской оттепели деятельность кружка переносится в «философское под­полье», а сам он начинает существовать вне официаль­ных общественных структур. История ММК — .это, прежде всего, история семинара, теоретико-методоло­гических и научно-исследовательских программ, разра­боток его активных участников, где параллельно со множеством центральных существовали побочные ли­нии, инициированные теми, кто прошел более или ме­нее длительную школу Методологической деятельности.

На методологических семинарах кружка шла уг­лубленная проработка философских проблем. Предме­том первоначального интереса стали работы Аристар­ха, Евклида, а также логика «Капитала» К. Маркса и структура человеческой мыслительной деятельности. Семинары не имели узкого прикладного значения, а преследовали цель развития методологии, методологи- зации мышления и деятельности тех сфер и предмет­ных областей, к которым обращались методологи. За время деятельности у участников кружка сложился свой, недоступный «непосвященным» язык, что, с од­ной стороны, служило более легкому пониманию друг друга людьми разных специальностей и защищало от недоброжелателей, а, с другой, способствовало разви­тию мышления участников движения и самой методо­логии. Когда же сообщество вышло из «подполья», узость используемой терминологии стала помехой в общении с научным миром, и многие публикации ос­тавались незамеченными.

Начиная с 1980 г. под руководством Б.В. Сазонова стал работать методологически ориентированный се- минар по вопросам нововведений. В числе наиболее

активных постоянных участников данного семинара, составивших затем костяк игротехнической команды, были И.В. Жежко, М.Ю. Рю, Е.А. Мохова, В.В. Голубчи­ков, СИ. Котельников, О.С. Анисимов, П.В. Баранов. Семинар и игротехническая команда не просто повто­ряли методы и технику центрального методологичес­кого кружка или игр под руководством Г.П. Щедро- вицкого, но и наметили собственную линию развития, поддерживаемую всеми участниками. Проблемы оте­чественной теории нововведений {учитывающей спе­цифику организации хозяйственной деятельности в нашей стране}, а также выхода этой теории в иннова­ционную практику (в виде консультационной работы теоретиков, теоретического «оснащения» практиков и т.п.) активно разрабатывались во ВНИИСИ АН СССР под руководством профессора. Н.И. Лапина.

Методологический семинар пытался ответить на ряд вопросов, связанных с теорией нововведений и станов­лением инновационного движения в СССР. Участники семинара не просто обсуждали теоретические вопро­сы, но и действовали на всех уровнях инновационной деятельности, выступая в качестве инноваторов. При этом вся проделанная работа подвергалась рефлексив­ной оценке и методологическому нормированию.

Результаты, полученные в ходе проведения много­численных семинаров и конференций, послужили ос­новой появления двух первых игр открытого типа, получивших впоследствии наибольшее распростране­ние: организационно-деятельностных (ОДИ) — автор Г.П. Щедровицкий и инновационных (ИНИ) — автор B.C. Дудченко.

<< | >>
Источник: Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект,— 1136 с. — («Gaudeamus»). 2005

Еще по теме Имитационные и репрезентационные игры:

  1. ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ
  2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ
  3. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
  4. ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ БОЛЬШИХ ГРУПП, ИЛИ КАК УЛЕТЕТЬ НА МАРС
  5. ПЯТЬ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР
  6. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР
  7. ТРИ ЭТАПА В ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЕ
  8. 4.2. Основные этапы имитационного моделирования
  9. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР
  10. ОБЪЕКТ ИМИТАЦИИ И ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬВ ДЕЛОВОЙ ИГРЕ
  11. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР
  12. Особенности имитационного моделирования.
  13. Имитационное моделирование.
  14. КРАТКИЙ ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР
  15. ДОСТОИНСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР
  16. Этап 5. Испытание и исследование свойств имитационной модели
  17. ПРОДУКТИВНЫЕ ИГРЫ «ОТКРЫТОГО ТИПА»
  18. Имитационное моделирование Монте-Карло
  19. Деловые игры