Иерархическая теория потребностей Д. Маслоу

Первым, кто осознал законы построения человечес­ких потребностей, был американский психолог, один из основателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1908—1970). Впервые он опубликовал свою кон­цепцию в 1943 г.
Очень скоро она стала классической и вошла во, все учебники. Но почему его теория называет­ся иерархической? Ведь мы привыкли считать, что иерар­хия бывает только должностной. А здесь речь идет о невидимом мире побуждений и желаний. Порядок по­требностей называется иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии — от низших (ма­териальных) до высших (духовных). Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий:

♦ физиологические (витальные) потребности — по­требности в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе;

♦ экзистенциальные потребности, или потребности в безопасности существования. Они бывают двух видов — физические и экономические. Физичес­кая безопасность— это, например, потребность в сохранении здоровья, в отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. В обобщенном виде можно сказать, что речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедея­тельности, потребности в определенном порядке, а также о стремлении избежать несправедливого обращения. Экономические потребности обретают­ся в сфере труда: гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок);

♦ социальные потребности проистекают из нашей коллективной природы. Мы жаждем дружбы и при­вязанности, принадлежности к группе, общения, участия в формальной или неформальной органи­зации, заботы о другом и внимания к себе;

♦ престижные потребности — потребности в уваже­нии со стороны «значимых других», служебном росте, достижениях, высоком статусе, независимо­сти и признании. Их еще называют потребностя­ми в оценке, или эгоистическими потребностями, ибо они ориентированы на самого себя;

♦ духовные потребности — потребности в самовыра­жении через творчество. Речь идет о потребности реализовать все, на что способен человек.

Таковы основные потребности, которые филогене­тически, т. е. по мере взросления человека, и онтоге­нетически, т. е. по мере реализации их в качестве необходимых условий существования, следуют друг за другом. Физиологические и экзистенциальные потреб­ности А. Маслоу называл первичными (врожденными), социальные, престижные и духовные — вторичными (социально приобретенными); процесс возвышения потребностей представляет собой процесс замены первичных потребностей вторичными.

Однако сама по себе классификация мотивацион- 24 ньтх факторов не является самой ценной и интересной находкой А. Маслоу. Подобные попытки предпринима­лись и другими учеными. Достоинство концепции А. Маслоу в ее «двигательной пружине» — принципе иерархии: потребности каждого нового уровня стано­вятся актуальными (насущными) лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому прин­цип иерархии называют также принципом доминан­ты. А. Маслоу предположил, что удовлетворение по­требности служит мотивом или побуждением.

Только неудовлетворенная потребность организует поведение индивида, заставляя его предпринимать действия, необходимые для ее удовлетворения.

Образно говоря, человеческую цивилизацию твори­ли глубоко неудовлетворенные люди. Реальный потен­циал (сила воздействия) потребности есть функция от степени ее удовлетворения. Интенсивность потребности связана с занимаемым ею местом. Физиологические потребности первичны и выступают доминантой поведе­ния до тех пор, пока не удовлетворены хотя бы на мини­мальном уровне, после чего начинают доминировать потребности следующих уровней — в безопасности и т. д. Низшие потребности независимы не только друг от дру­га (дыхание независимо от голода), но и от высших по­требностей. Напротив, высшие потребности зависят от низших. Поэтому человек вряд ли пойдет в музей, если он сильно голоден. Кроме того, высшие потребности в отличие от низших никогда нельзя удовлетворить полно­стью, ведь человек постоянно совершенствуется. Высшие потребности не являются константой, они возникают и исчезают, формируются и деформируются. Все потреб­ности выстраиваются в определенном порядке: на одном полюсе находятся неконтролируемые, неподвластные человеку потребности (дыхание, голод), на другом— кон­тролируемые и управляемые (духовные).

Если низшие потребности присущи всем людям в рав­ной мере, то высшие — в неодинаковой степени.

. . . 1

С социальной точки зрения человека гораздо мень­ше характеризуют предпочтения в пище (любит ли он мясо или рыбу), нежели способы удовлетворения по­требности в общении, например в выборе друзей или круга знакомых. Высшие потребности выступают еще и средством дифференциации людей. Кроме того, они в большей степени, чем другие потребности, влияют на формирование личности человека.

В свою очередь,

чем выше потребности, тем значительнее роль самого человека в их формировании. Получается взаимона­правленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их. И чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Вот почему современная молодежь, имеющая высокий уровень образования, часто разочаровывается в труде, если ей предоставляется рутинная, малоквалифициро­ванная работа. Отсюда ясно, что более долгим окажет­ся выбор профессии, который воспринимается моло­дым человеком как фундаментальный вопрос поиска своего места в жизни. Видимо, этим объясняется более позднее превращение в кадрового рабочего, частая смена мест работы в период до 30 лет.

Все потребности функционируют циклически, т. е. повторяются. Если речь идет о статусных потребнос­тях, то в начале своей карьеры человек довольствуется малым: невысоким заработком, равным с другими ста­тусом. Однако по мере служебного роста претензии возрастают, прежний статус равного больше не устра­ивает работника, он стремится выделиться, стать бо­лее влиятельным, иметь высокий заработок, престиж­ные знакомства, или утоленный голод вновь заявит о себе через некоторое время, когда человек проголода­ется. И все пойдет по кругу.

В статье «Теория человеческой мотивации» А. Мас- лоу писал о том, что средний гражданин удовлетворяет примерно 85% своих физиологических потребностей (первый уровень), 70%— потребностей в безопасности (второй уровень), 50%— в любви и привязанности (тре­тий уровень), 40% — в самооценке (четвертый уровень) и, наконец, 10%— в самореализации. Такова, по мнению Маслоу, идеально-типическая модель современного ка­питалистического общества, например США. Развивая идеи Маслоу, американские социологи П. Херси и К. Бланшард предложили модель, описывающую уровень удовлетворения потребностей граждан в различных об­ществах. Всего возможны три варианта (рис. 1,1 а —в).

Как интерпретировать приведенные структуры? Вспомним, что доминирование означает неудовлетво­ренность потребности. Рис. 1.1а описывает отсталое общество, в котором еще не

удовлетворены элементар­ные потребности человека — в жилье, работе, питании, отдыхе. Рис, 1.16 иллюстрирует среднеразвитый тип общества, в котором базисные и духовные потребнос- 26 ти людей удовлетворены на неком приемлемом уров­
не, в то время как социальные потребности — нет. Наконец, третья модель (рис. 1.1в) описывает развитое индустриальное общество, где удовлетворены все низ­шие и средние потребности. Стандарты и качество жизни, уровень образования людей постоянно растут. Человек может сменить место работы, не боясь поте­рять ее. Он стремится попасть туда, где раскроются его потенциальные способности. Речь идет об обще­стве высоких технологий и гарантий занятости. П. Херси и К. Бланшард не называют конкретных стран, которые однозначно можно было бы отнести к той или иной модели. Теоретические критерии здесь вряд ли пригодны, вопрос решается эмпирически, Для этого в каждой стране проводится опрос населения и выясняется, какие потребности людей, и в какой сте­пени удовлетворены, а какие — нет.

Рис. 1.1. Структура потребностей в обществе: а — с доминированием низшего уровня б — с доминированием среднего уровня в — с доминированием высшего уровня

в

С момента создания иерархической теории потреб­ностей в ее адрес было высказано немало замечаний. С целью проверить концепцию Маслоу были проведе­ны сотни конкретных исследований. Американский социолог У. Рейф сравнил собственные результаты с иерархией потребностей Маслоу и пришел к выводу
что его исследование ее не подтверждает. В числе наи­более важных респонденты выделили потребности в самовыражении и безопасности, а у Маслоу они отно­сились лишь ко второму уровню. Многие перескакива­ли сразу на более высокий уровень духовных потребно­стей, даже не удовлетворив полностью потребности экономические. Некоторые из критических замечаний признавались самим Маслоу. Вместе с тем, хотя его теория и не получила достаточного эмпирического под­тверждения относительно приоритета одних потребно­стей перед другими, она может быть полезна в качестве описательной модели личности. Наряду с работами та­ких авторов как Д. Макгрегор, Р. Лайкерт труды А. Мас­лоу послужили возникновению школы «поведенческих наук», главным постулатом которой является повыше­ние эффективности отдельного работника и организа­ции в целом на основе поведенческих наук. Кроме того, он пролил свет на отношения между потребностями и ценностями, описывая динамику изменения ценностей в зависимости от удовлетворенности (или неудовлетво­ренности) потребностей,

<< | >>
Источник: Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект,— 1136 с. — («Gaudeamus»). 2005

Еще по теме Иерархическая теория потребностей Д. Маслоу:

  1. 6. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу
  2. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ
  3. Теория А. Маслоу
  4. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу
  5. Теория мотивации Маслоу.
  6. 47 ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА А. МАСЛОУ
  7. Теория удовлетворения коллективных потребностей
  8. ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ Д. МАК-КЛЕЛЛАНДА
  9. Теория коллективных потребностей
  10. Иерархическая схема