<<
>>

Что такое творчество и его особенности в производственных организациях

Прежде чем переходить к анализу этапов, типов, форм, видов и фаз творчества и этапов его использования на про­изводстве, остановимся на характеристике того, что это по-

нятие (и соответственно его бытие) следует уточнить с точки зрения широко используемых терминов «творческий по­тенциал», «творческий труд» и «творческое отношение к труду», «творческий потенциал», «креативность».

Что касается творчества, то это понятие многогранное. Его можно определить как качественную характеристику индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, отличающейся той или иной степенью новизны (новаторс­тва) ее содержания, применяемых методов и полученных результатов.

Новизна (новаторство) как критерий творчес­тва дает основание рассматривать творчество как интеллек­туальную трудовую деятельность поискового характера, непосредственной целью которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество в самом процессе трудовой деятельности характеризует стиль рабо­ты, подход человека к решению стоящих перед ним задач, отношение к труду (Батищев, 1998; Соколова, 2000).

В принципе, человеческая деятельность есть единство двух существенных моментов - воспроизведения достигну­тых результатов, с одной стороны, и изменения этих резуль­татов на более высокой основе, с другой. Поэтому было бы неправильно противопоставлять понятия «труд» и «твор­чество». Само творчество - это нелегкий труд, соединяемый в себе острое и неодолимое желание проявить собственное «Я». Кроме того, всякое творчество содержит элементы не­творческой, «черной» работы, а всякая нетворческая работа содержит, пусть минимальный, элемент творчества. Следо­вательно, воспроизводящие (репродуктивные) и изменяю­щие (созидательные, творческие) виды деятельности чело­века взаимосвязаны и обусловлены.

Мера соотношения и различия этих двух компонентов трудовой деятельности - репродуктивного и новаторского - характеризует творческий потенциал человека и обще­ства. При определении этой меры обычно ограничиваются отношением затрат времени на творческую и нетворческую части работы. Между тем, не менее важно учитывать слож­ность выполняемой работы и квалификационный уровень работника. Например, доказано, что даже в такой класси­ческой сфере творчества, как фундаментальные научные исследования, по соотношению затрачиваемого рабочего времени лишь 5% - вдохновение, остальные 95% - «по­тение», хотя совершенно очевидно, что последнее вовсе не означает отсутствия элементов творчества в процессах на­учного обслуживания, пусть и несравненно менее сложных, чем обоснование принципиально новых идей. И все же, не­смотря на относительно небольшой удельный вес творчес­ких элементов, именно они являются решающей силой и необходимым условием прогресса в любой сфере деятель­ности - политике, экономике, науке, производстве (Верт­геймер, 1987).

Творчество по своей природе индивидуально, поскольку оно отражает возможности человека как творца и свя­зано с данной личностью, составляя ее незаменимый осо­бый дар. Это выражается в интеллектуальном раскрытии и интеграции собственного опыта, выдвижении идеи и опре­делении условий ее реализации. Что касается коллектив­ного творчества, то оно применимо и оправдывает себя в тех случаях, когда участники творческого процесса решения общей задачи взаимно дополняют друг друга по своим профессиональным и личностным качествам. Это позволяет вырабатывать коллективное видение проблемы и пути ее решения, сохраняя авторство каждого участни­ка.

Кроме того, роль коллективного творчества особенно ощутима при выработке стратегии реализации получен­ных результатов как индивидуальной, так и совместной работы, когда оно выступает в качестве промежуточного звена между творчеством и технологическим изменением. В данном случае технология рассматривается в широком плане как знание и практические меры, необходимые для изменения материальных и социальных механизмов и про­цессов (Пономарев, 1990).

Практически нет ни одной сферы деятельности человека, которая в той или иной степени не нуждалась бы в творчес­ком подходе и не была бы объектом приложения творческих усилий. Вместе с тем по этому признаку можно выделить три сферы творческой деятельности и занятых ими лиц. Первая сфера охватывает те виды деятельности, которые принято относить к творческим (наука, образование, искус­ство, культура), а субъектами творчества являются лица, которые по роду занятий принадлежат к категории творчес­ких профессий, полностью посвятив себя избранному ими виду творчества (ученые, педагоги, писатели, композито­ры, архитекторы, художники, скульпторы, журналисты, режиссеры, артисты). Вторая сфера - виды деятельности, в которых творчество сочетается с практической работой по реализации ее результатов, а субъектами творчества высту­пают лица, в круг должностных обязанностей которых вхо­дят поиск и принятие решений при выполнении инноваци­онных, информационных, организационных и социальных функций на предприятиях - это руководители, инженеры и другие специалисты. Обе названные категории охватывают в основном техническую интеллигенцию, т.е. обществен­ный слой людей, профессионально занимающихся твор­ческим трудом. Третья сфера охватывает непосредствен­ное осуществление производственных процессов, в которой занятые работники посвящают себя творческому поиску не по должностным обязанностям, а по собственной инициа­тиве - это рабочие-новаторы, которые представляют слой рационализаторов, изобретателей.

Во всех областях творчества генерирование новых идей происходит в рамках одних и тех же умственных процессов, которые могут быть объединены в две группы - процессы рассудочного мышления и процессы творческого мышления. К первым относятся процессы, используемые при изучении и анализе проблемы и ее состояния. Среди них можно отме­тить три процесса: воспоминания - обращение к прошлому опыту, к идеям, которые выдвигались ранее; созерцание - перебор идей, находящихся в данный момент в нашем со­знании; наблюдение - сравнение анализируемых проблем с проблемами, которые решались ранее. К процессам твор­ческого мышления относятся: воображение, позволяющее в ходе обдумывания или обсуждения проблемы создавать новые комбинации идей; вдохновение, обычно возника­ющее под воздействием какого-то внезапного импульса - увиденный (подчас весьма отдаленный) аналог изучаемого процесса или явления, услышанная или прочитанная фра­за, другие факторы окружающей среды (что обычно называ­ют озарением), либо, напротив, в результате интенсивного продумывания или обсуждения проблемы. У творческого человека идеи возникают везде (дома, на работе, в дороге) и в разное время, хотя чаще утром или поздним вечером. Поэтому таким людям рекомендуется фиксировать идеи в письменной форме (Бескова, 1993).

Современный производственный процесс требует от че­ловека более высокого, чем ранее, интеллекта, осознанного принятия решений и гибкого реагирования. Это не означа­ет, что данные качества отсутствовали у квалифицирован­ных рабочих при традиционных производственных процес­сах.

Просто раньше они больше основывались на частично неосознанном опыте и интуиции, а в настоящее время боль­шим спросом пользуется научно-прикладное мышление, нежели непосредственное наблюдение.

Современный работник мысленно создает для себя мо­дели, на которых он основывает свои действия, в то время как раньше можно было полагаться просто на опыт, приоб­ретенный в течение трудовой деятельности. Ныне требуется экспериментальное мышление вместо стандартных реше­ний (Лук, 1978).

Среди стратегий, направленных на повышение творчес­тва, следует отметить партисипативную технологию, ко­торая включает инновации при проектировании процесса работы на уровне рабочего места, а также в процессе внед­рения рациональных схем движения сырья и материалов. В этих условиях создается благоприятная среда для повы­шения заинтересованности каждого работника в расшире­нии круга обязанностей, в проявлении инициативы, в со­действии реализации новшеств. Наилучшие результаты в спользовании творческого потенциала достигаются при условии тесного взаимодействия ученых, специалистов и практиков на основе соединения научного творчества с техническим, экономическим и социальным. Решение этой задачи предполагает интеграцию всех творческих сил в рамках единого инновационного процесса, ориентирован­ного на конечные результаты. Это позволяет существенно повысить эффективность творчества, создать условия, при которых признанные полезными инновации были бы реа­лизованы на практике.

Особо следует остановиться на таком понятии как твор­ческий потенциал, (креативность). Творческие возмож­ности человека (это понятие в научной литературе имену­ется креативностью) включают такие качества, благодаря которым человек создает что-либо, не существовавшее пре­жде. Именно этот аспект чаще всего связывается с поняти­ем «модернизация».

Креативность складывается из совокупности пяти ви­дов способностей, характеризующих творческий потенци­ал субъекта:

• познавательный потенциал - интеллектуальные спо­собности, позволяющие человеку от познания техноло­гических явлений переходить к познанию их сущности, скрытой закономерности, самостоятельно осваивать технические новшества, критически осмысливать про­изводственные ситуации, выявлять проблемы и пути их решения;

• преобразовательно-предметный потенциал - навыки, умения, способности творчески решать задачи, ставить новые;

• аксиологический потенциал - ценностные ориентации, позволяющие переходить от локальных и эмпиричес­ких оценок к всесторонней системной оценке внешних и внутренних факторов;

• коммуникативный потенциал - нравственно-психо­логические качества, характеризующие способность к творческому общению с людьми своей профессии и смежных сфер деятельности;

• художественный потенциал - эстетические способнос­ти, позволяющие органически соединять художествен­ные начала и труд (Понамарев, 1960).

Творчеству противопоказаны проявления трех нега­тивных моментов личностного характера. Привержен­ность конформизму (известно выражение: «Человек, иду­щий за толпой, обычно не уйдет дальше толпы. Человек, идущий отдельно, скорее достигнет места, где еще никто не бывал»), апатичность и нежелание обременять себя но­выми проблемами; инерция мышления, при которой ранее сформированные представления мешают взглянуть на пред­мет с необычной точки зрения, в непривычном аспекте; не­дооценка творческого общения и невосприимчивость к кри­тике - предубежденность и нежелание прислушиваться к чужому мнению и изменить свою точку зрения, даже если она недостаточно разумна; боязнь неудачи, зависть к более удачливым коллегам, огульное немотивированное отрицание любых точек зрения, предложений или концепций, несовпа­дающих с собственными. Все эти негативные моменты могут быть в значительной мере преодолены или ослаблены на ос­нове организации специальных занятий по обучению твор­честву, имея в виду его организационные, технологические и психологические аспекты во взаимосвязи. Вообще же обуче­ние творчеству неотделимо от формирования общей культуры человека в процессе воспитания, начиная со школы.

Стоит остановиться и на различии понятий творческий труд и творческое отношение к труду. Это различие, во- первых, проявляется в том, что нередко смешивается твор­ческая работа и творчество в труде. Такое смешение ведет к серьезным издержкам в формировании добросовестного отношения к труду. Забота человека и воспитывающих его организаций - формирование творческого отношения к лю­бому виду труда.

Во-вторых, творческое отношение к труду всегда связано с удовлетворенностью трудом. Когда человек доволен сво­ей работой, он лучше и производительнее трудится. Однако иногда удовлетворенность трудом базируется на ничегоне­делании, на своекорыстных интересах. Поэтому важно не преувеличивать значение удовлетворенности трудом в ре­шении социальных проблем коллектива.

В-третьих, творческое отношение к труду имеет один из постоянных и вполне обоснованных показателей - участие в рационализации и изобретательстве. Однако действующий механизм на производстве сориентирован так, что предпри­ятия в большинстве случаев не заинтересованы в реальном воплощении творческих инициатив своих членов.

В настоящее время с установлением рыночных отноше­ний конкуренция и законы рынка сами регулируют освое­ние новых технологий и способов производства, но творчес­кий подход остается по-прежнему важным. Вместе с тем, существует ряд факторов, ограничивающих творческие способности, иначе говоря, своеобразные барьеры для твор­ческого подхода к работе.

В целом, говоря о методах организации творчества нуж­но сказать о творческом мышлении, которое в социальном смысле отражает одну из граней свободы личности. Для этого нужно видеть пути развития творческого мышления. При этом могут быть использованы различные рекоменда­ции по усилению тех или иных граней творческого мыш­ления, а именно: 1) Способность к свертыванию. Это уме­ние вложить больше смысла в меньшее число слов, задать несколько функций каждому элементу рассматриваемого объекта (изделия, системы), упростить его структуру ис­ходя из принципа минимизации структурных звеньев; 2) Способность к умению применить опыт, приобретен­ный при решении одной задачи, к решению другой, т.е. умение отделить специфическую часть проблемы от неспе­цифической; 3) Способность к «сцеплению», т.е. к соеди­нению новых сведений с прежним багажом знаний; 4) Бо­ковое мышление, т.е. способность рассматривать проблему под другим углом зрения; 5) Способность к ассоциирова­нию понятий и проблем с учетом степени отдаленности и смысловой корректности; 6) Гибкость мышления - способ­ность быстро отказаться от скомпрометированной гипоте­зы; 7) Спонтанная гибкость - способность быстро и легко переключаться с одного класса явлений на другой, далекий по содержанию. При отсутствии этой способности мыш­ление инертно и становится окостеневшим; 8) Легкость генерирования идей - чем больше, тем легче выбирать подходящую; 9) Наблюдательность - умение подмечать малозаметные особенности изучаемого явления, объекта или системы, отдаленные аналоги. 10) Пространственное воображение - дает возможность синтезировать отдельные элементы в целостный образ и произвольно оперировать пространственными образами (Междисцип. Исследова- ния...1995; Дружинин, 1996).

Приведенные методы и пути способствуют культивирова­нию творческого, нестереотипного склада ума, постоянной внутренней потребности к постижению и генерированию идей, к постановке проблем, к самобытности и оригиналь­ности мышления. В заключение следует сказать, что основ­ным условием развития творческого мышления является способность увидеть проблему, исходя из состояния рас­сматриваемого процесса или явления.

13.2.

<< | >>
Источник: Тощенко Ж.Т.. Социология управления. Учебник. - М.: Центр соци­ального прогнозирования и маркетинга, - 300 с. 2011

Еще по теме Что такое творчество и его особенности в производственных организациях:

  1. ЧТО ТАКОЕ ВНУТРЕННИЙ Р11 РУКОВОДИТЕЛЯ И КАКОЙ САМЫЙ ДЕШЕВЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАТЬ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНО?
  2. Особенности и принципы организации финансов коммерческих организаций в производственной сфере
  3. Перспективы развития творчества в организациях
  4. Что такое развитие?
  5. Что такое наркоанализ
  6. § 1. Что такое государство
  7. Что такое человек.
  8. Что такое «менеджмент»?
  9. 12.3. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности
  10. Что такое Просвещение?
  11. Что такое нация?
  12. 1.1.Что такое качество?
  13. ЧТО ТАКОЕ ИНФОБИЗНЕС
  14. Что такое коммерческая деятельность.
  15. Что такое государство?
  16. Что такое маркетинг?
  17. ЧТО ТАКОЕ ДИСКУРС?