6.3. Виды культуры

Хотя субкультуры и по форме, и по содержанию отличаются от ведущей культурной ориентации общества, они порождаются традиционными и главенствующими в данном обществе ценностями и установками, которые можно определить как доминирующая культура общества (см.
словарь основных терминов).
В любом обществе параллельно развиваются разнообразные субкультуры, связанные с социальной стратификацией общества (см. раздел 3.2. «Со-циальная стратификация общества»). Из типичных субкультур можно на-звать аристократическую и демократическую, городскую и деревенскую, суГ культуры зажиточных, средних и бедных слоев населения и пр.
Вполне естественным можно считать зависимость субкультур от возрастных групп населения. В этом смысле классическим примером субкультуры можно считать молодежную субкультуру. Ее наличие связано с различиями ценностей между поколениями внутри одного и того же общества. Например, в то время как «взрослая» официальная культура главными це! шостями считаем пользу, труд, производственные достижения, для молодежной субкультуры свойственна ориентация на досуг, на саморазвитие в эстетической области.
Крайним вариа! ггом молодежной субкультуры можно считать так называемую субкультуру «богемы» или «золотой молодежи», поведение которой обус-ловлено нигилистическим отношением к «традициям и заветам предков».
Каждая историческая эпоха представлена сложным спектром субкультур, которая по-разному функционирует в обществе. Официальная культура опре-деляет магистральный путь развития общества и культуры, довольно жестко внедряя должные культурные нормы в общественное сознание, но в то же время и разнообразные субкультурные образования, включая молодежную субкультуру, оказывают определенное влияние на динамику культуры.
Субкультурные феномены проявляются и закрепляются посредством собственной символики, языка, особого стиля, образа жизни, своеобразного кодекса чести, стандартов поведения, стереотипов восприятия. На этой основе формируется специфическая ментальность, настроенность, психологические реакции, мотивация индивидуальных действий в определенных социальных группах.
Ценностные субкультурные нормы не претендуют на всеобщность и универсальность, однако они строго выполняются в рамках данной субкуль-туры, чем достигается относительная закрытость субкультурных объединений. В этом смысле достаточно специфична молодежная субкультура. Поскольку процесс вхождения в общество нового поколения достаточно сложен, молодежная субкультура создает своеобразный адаптационный механизм освоения тех ценностей, которые общеприняты в данном обществе, но переложены на потребности и интересы молодого поколения.

Поэтому непосредственного существенного влияния на изменение господствующей культуры любые субкультурные движения, включая молодежное, не оказывают, хотя придают культурной эпохе специфический колорит, вносят в нее особый, новый стиль, моду, жаргон, характер поведения.
Но в целом любые субкультуры вписываются в общий диапазон господствующей культуры. А кроме того, возможны такие типы культуры, которые входят в прямое противопоставление с господствующей культурой, и тогда они определяются как контркультуры, (см. словарь основных терминов).
Социальной основой контркультуры являются страты, оказавшиеся в определенной мере отчужденными от общества. Так, например, часть молодежи, достигшая социально ответственного возраста, в качестве бунта против «взрослой» культуры стремится неестественно сохранить свой подростковый статус.
В истории общества контркультуры играли противоречивую роль. С одной стороны, они могли приводить к радикальным «переоценкам ценностей», к становлению новых культурных норм и ценностных ориентаций. Например, контркультурные проявления киников в эпоху античности, гуманистов - в эпоху Возрождения, энциклопедистов - в эпоху Просвещения и др. Контркультура таким образом становилась способом и инструментом культурного творчества, культурные новаций. Она являлась осознанием кризиса господствующих в обществе ценностей и своеобразным ответом общества на исторический вызов.
Но, с другой стороны, развитие контркультур всегда заключало в себе опасность распада целостности культуры, а следовательно, и целостности общества. Дело в том, что свой социокультурный статус ценности приобретают только в коммуникациях, организуя общение и взаимодействие индивидов как внутри группы, так и между различными группами.
<< | >>
Источник: В.И. Анишина, СЛ. Засорин, О.И. Кряжкова, А.Ф. Щеглов. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ БЕЗ ШПАРГАЛКИ. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. 2008

Еще по теме 6.3. Виды культуры:

  1. 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  2. 6.3. Виды культуры
  3. Виды культуры в обществе
  4. 5.13. Правосознание: понятие, структура, виды.Правовая культура общества
  5. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  6. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  7. § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
  8. Взаимодействие культуры организации и национальной культуры
  9. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
  10. Взаимодействие культуры и экономики.Социальные функции культуры
  11. 9.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта