<<
>>

44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания – специальное исследование познания, которое делится:

– на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

– на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

– природа познания;

– возможности и границы познания;

– отношение знания и реальности;

– соотношение субъекта и объекта познания;

– предпосылки познавательного процесса;

– условия достоверности знания;

– критерии истинности знания;

– формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

– одни ученые изучают объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

– одни находят знания, а другие – знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

– gnosis – познавание, узнавание (познание, знание);

– episteme – знание, умение, наука.

В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

– знание как данность, добытый факт;

– процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

Теория познания должна:

– обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

– объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

– исследует природу человеческого познания;

– исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

– рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

– исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

<< | >>
Источник: Александра Сергеевна Жаворонкова. Шпаргалка по философии. 2009

Еще по теме 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА:

  1. 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
  2. 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
  3. философское познание.
  4. 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
  5. 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в
  6. 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
  7. 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
  8. Предыстория и социально-философские предпосылкисоциологии как науки
  9. § 1. Политическая жизнь как изменяющийся объект познания
  10. 41. ПАРАДОКСЫ ЛОГИКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
  11. Культура как объект социального познания
  12. Бизнес-план как способ познания делового окружения