<<
>>

1.1. Общество как целостная система

Вопросы для изучения:
Каковы возможные определения понятия «общество»?
Какое из данных определений представляется Вам наиболее точным и емким? Почему общество можно считать целостной системой,
какие сферы входят в эту систему и какие функции в составе общества они выполняют ? Как различаются общества
и каким изменениям они подвержены?
Понятие «общество» - одно из самых спорных и многозначных в науке, поэтому обратите внимание на два возможных определения общества, которые даются в словаре основных терминов, представленном в данном издании. В одном значении общества мы можем применять такие названия, как «первобытное общество», «рабовладельческое общество», «античное римское общество», «средневековое общество», «советское общество», «современное российское общество», «американское общество» и др.
То есть в узком смысле под обществом можно понимать как конкретный этап в историческом развитии какого-либо парода или страны, так и определенную группу людей, объединившуюся для общения и для совместного выполнения какой-либо деятельности.
Но возможно и максимально широкое определение общества (см. словарь основных терминов), В этом значении понятие «общество» обознача- е 1 все население Земли, совокупность всех пародов и стран, независимо от ] IX общественного строя, исторического этапа развития, уровня экономического, политического, культурного и другого развития. В таком международ] юм смысле применяют название «мировое сообщество».
При данном широком подходе общество - совокупность тех связей и отношений, которые существуют между людьми, общностями людей, внутри общностей людей
Философия характеризует общество как целостную и динамическую саморазвивающуюся систему, т.е. такую систему, которая способна изме-
пяться и в то же время сохранять спою сущность и качественную определенность. При этом данная система определяется как комплекс взаимодействующих частей или общественных сфер, которые по-другому могут быть названы подсистемами: экономическая, социальная, политическая идуховная сферы. Взятые по отдельности, они такжк образуют особые системы. Исходя из этого определения, сферой общества называется некоторый устойчивый компонент общественной системы, принимающий непосредственное участие в ее создании и функционировании.
Такое понимание общества строится на системном или структурно-функциональном методе. Это значи т1, что комплексно изучается общая система общества, внутри которой определяются значащие внутренние структуры, каждая из которых выполняет свои специфические функции но поддержанию системы в целом
Общество как целостную взаимосвязанно систему можно представить себе в виде рис. I.
Современными исследователями выяснено, что любое общество вынуждено решать четыре важные проблемы с помощью функций, выполняемых различными общественными подсчете.чами:
обеспечение процесса получения ресурсов из окружающей среды и их распределение впрри общества. Нет рудно заметить, что это является функцией экономической и политической сфер общества;
определение целей развития общества и установление приоритета между ними с последующей мобилизацией ресурсов для их достижения В этом заключается основная функция политической сферы общества;
координацию и регуляцию отношений внутри общества комплексно выполняют определенные элементы основных сфер жизни общества, в частности, экономические институты (экономическая сфера), государственные институты {политическая сфера), идеология, воспитание, религия, мораль {духовная сфера)',
обеспечение поддержки членами общества его стратегических целей и ценностей также невозможно без согласованной деятельности основных сфер жизни общества.
Так, если предлагаемые индивидам ценности {духов- пая сфера) и цели {политическая сфера) расходятся с результатами деятельности экономической сферы (рост цен, снижение жизненного уровня и т.п.), они могут отказать такому обществу в поддержке. В э том случае возможен раскол общества и дезинтеграция общественной системы.
Американский социолог Т. Парсонс попытался полностью разделить функции между отдельными подсистемами в составе общества. Результат его исследований можно увидеть в таблице 1.
Только слаженная работа всех сфер жизни общества I гозволяет обществу достигать состояния самодостаточности. Под самодостаточностью общества понимается способность своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все необходимое для жизни людей
письменные
Сточки зрения вариантов развития я изменения в общсствознании использовались разнообразные классификации общества, некоторые из которых можно увидеть в следующих схемах 1, 2, 3, 4.
Схема 1
Типология обществ по общему уровню развития культуры
дописьменные
Очевидно, что данная типология использует в качестве определяющего критерия только один показатель духовного развития общества - наличие письменного языка.
Схема 2
Типологии обществ по числу уровней управлении обществом и по степени его дифференциации

Данная типология делает упор на социальную структуру общества (см. раздел 3.1. «Социальная структура общества»), а также на механизм государственного руководства обществом (см раздел 4.3. «Формы государственного правления»).

Схема 3

Типология обществ по социально-экономической формации

Первобытное общество
Рабовладельческое; общество
Феодалы юс общество
Капиталистическое обществ»
Коммунистическое общество

Данная типология была разработана представителями марксистского направления в общесгвоэнании. С01 ласно этой теории общество в своем развитии проходит ряд стадий, именующихся формациями, каждая то которых отличается своим социально-экономическим строем, главное в котором - экономический базис или фундамент, т. с. производи тельные силы общества и зависящие от них производственные отношения. Каждой формации свойственны определенные основная форма собственности и ведущий господствующий класс, обладающий этой собственностью и соответственно политической властью в обществе. Иму противостоит угнетенный класс, лишенный собственности на средства производства и как следствие власти в обществе. 11ротивоположныс классы в рабовладельческой формации составляют рабовладельцы и рабы, в феодальной-феодалы и зависимые крестьяне, в капиталистической буржуазия и наемные рабочие. В рамках той или иной формации кроме двух основных классов могут бы ть и иные классы, но они не определяют суть данной фазы развития общества.
Таким образом, в соответствии сданным подходом, большинство общественных формаций построены на социальном неравенстве и эксплуатации чужого труда. Исключение составляют первобытное общество и коммунистическая формация, в которой, по замыслу марксистов, должно быть создано бесклассовое без государственное общество, построенное на принципах удовлетворения основных разумных потребностей личности (см. раздел 1.5.
«1I огреби ости человека»), социалы того раве! :ства .людей и их гармопич! юге развития. Очевидно, что марксистский прогноз об объективной неизбежности и возмож] гости перехода к такому обществу не подтвердился опытом истории.
Данная типология была разработана в традициях цивилизационного подхода к обществу и ставит во главу угла критерий модернизации общества (см. словарь основных терминов).
По этой типологии общество первобытных охотников и собирателей рассматривается как предцивилизационный этап развития человечества, экономике которого свойственны присваивающий, а не производящий характер, господство общинной собственности и влияние родо-племенных связей на социальные и духовные отношения в этом обществе.
<< | >>
Источник: В.И. Анишина, СЛ. Засорин, О.И. Кряжкова, А.Ф. Щеглов. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ БЕЗ ШПАРГАЛКИ. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. 2008 {original}

Еще по теме 1.1. Общество как целостная система:

  1. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
  2. 1.1. Общество как целостная система
  3. Общество как целостная система
  4. Общество как целостность
  5. § 1. Механизмы функционирования общества как целостности
  6. Глава XXI. Общество как целостность
  7. § 3. Общество как система
  8. § 3. Общество как социетальная система
  9. Культурная система как окружающая среда общества
  10. Взаимодействие религии как символической системы с обществом
  11. ЛЕКЦИЯ № 13. Общество как система. Социальные отношения
  12. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.
  13. Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества
  14. 3.1. Определение структуры и целостности АИС
  15. Понятие общества как основной категории социологии
  16. Целостность
  17. § 3. Общество как социальная системаСистемный подход
  18. Общество как объект изучения мегасоциологии