<<
>>

1.3. Общественное развитие

Вопросы для изучения:
Определите две основные и противоположные линии общественного развития. Каково их соотношение в историческом опыте? Чем отличаются такие формы общественного прогресса, как эволюция и
революция?
Общество находится в состоянии непрерывного изменения и развития.
Двумя основными противоположными линиями общественного развития считаются прогресс и регресс (см. словарь основных терминов). Из определения прогресса следует, что прогресс - это путь общества к более совершенному и передовому уровню развития, изменение к новому и лучшему его качественному состоянию. И напротив, регресс построен на возвращении к изжившим себя формам и структурам, он ведет к упадку или деградации общества.
На первый взгляд это очевидное соотношение не вызывает никаких сомнений. Но на самом деле вопрос о направлениях общественного развития всегда был предметом серьезных сомнений и острых споров в обществознании.
Различные точки зрения ученых на эту проблему представлены в таблице 3, в которой прослеживается формирование их взглядов и вклад в историю науки.
Таблица 3
Научные теории общественного развития Автор(ы) теории общественного развития Суть данной теории Древнегреческий философ и поэт Гесиод Сплошная линия общественного развития - рег-ресс, то есть деградация от «золотого» века к «сереб-ряному», а от него - к «железному» Древнегреческие философы Платон и Аристотель Развитие общества - циклический круговорот,
повторяющий одни и те же стадии Французские философы- просветители Р. Тюрго и Ж. Кондорсе Исторический процесс - путь социального про-гресса, в центре которого - восходящее развитие че-ловеческого разума. Немецкий философ Г. Гегель Общественный прогресс - принцип мировых со-бытий, он восходит к единой сверх-природной основе, т.е. к «абсолютному духу» Немецкий философ и социолог К. Маркс Каждая новая общественная формация более про-грессивна в сравнении с предыдущей Немецкий философ О. Шпенглер, английский историк А. Тойнбп, русский историк Н. Данилевский Многолинейное, независимое друг от друга, па-раллельное движение различных цивилизаций, т.е. от-сутствие общего прогресса человечества Английский философ
Г. Спенсер, французский социолог О. Конт Общественный прогресс объективен: в силу природных причин человечество внутренне едино в своих истоках и сущности, поэтому развитие челове-ческой истории - единый процесс перехода от про-стого к сложному К. Поппер, современный западный философ и социолог Прогресс возможен только для отдельного чело-века, но не для истории
Если попытаться обобщить эти несовпадающие воззрения, то можно придти к следующим выводам.
Прогресс общественного развития возможен, но он не прямолинеен и не абсолютен, что позволяет говорить о его противоречивости. Движение общества в этом направлении не исключает возвратных движений, цивилиза- ционных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества не имеет однозначно прямолинейного характера, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад.
Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой.
Развитие орудий труда, техническая и технологическая революция - яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли (см. раздел 1.2. «Общество и природа»). Высока и цена прогресса: удобства городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации»; транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями-стрессом, болезнями органов дыхания и т.д.; удобство передвижения в автомобиле - перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.
Прогресс науки и техники приводит к неоднозначным последствиям. Так, открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное оружие массового уничтожения. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда человека, но повлекло за собой новые болезни, связанные с непрерывной длительной работой у дисплея. Наряду с великими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей. Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед.
Поэтому особый смысл имеет обоснованное определение критериев или показателей измерения общественного прогресса. И здесь можно воспользоваться таблицей 4, отражающей некоторые типичные подходы ученых к этому вопросу.
Таблица 4
Научные критерии общественного прогресса Ученый Критерий общественного прогресса Французский философ-просветитель Ж. Кондорсе Развитие человеческого разума Немецкий философ Г. Гегель Степень сознания личностью свободы Французский
философ А. Сен-Симон Состояние общественной нравственности, приближение ее к раннехристианским идеалам Немецкий философ и социолог К. Маркс Уровень развития экономического базиса: произво-дительных сил общества Немецкий философ Ф. Шеллинг Приближение общества к правовому устройству Английский философ Г. Спенсер Удовлетворение личных потребностей, как матери-альных, так и духовных Французский социолог Р. Арон,
американский политолог Д. Белл,
американский экономист У. Ростоу Технический и технологический уровень хозяйственной деятельности людей
С последней из показанных выше теорий Вы уже ознакомились, когда изучали типологию общества по технико-технологическому фактору в разделе 1.1. «Общество как целостная система».
Существует извечная проблема: как совместить столь различные и даже противоположные взгляды?
Очевидно, что критерием общественного прогресса может являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Таким образом, степень прогрессивности того или ииого развития следует оценивать по степени «человечности» общественного устройства.
Различают две формы социального прогресса: революция и реформа (см. словарь основных терминов), причем реформы в этом сравнении связаны с эволюционными (см. словарь основных терминов) изменениями в обществе.
Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.
ЗН
Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения роли в истории того социального явления, которое определяют как «социальная революция», от провозглашения ее обязательной закономер] юстыо решения назревших исторических задач, поскольку революция не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. Путь постепенных преобразований общественных отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй.
<< | >>
Источник: В.И. Анишина, СЛ. Засорин, О.И. Кряжкова, А.Ф. Щеглов. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ БЕЗ ШПАРГАЛКИ. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. 2008
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 1.3. Общественное развитие:

  1. основные направления управления общественным развитием
  2. Общественное развитие Кореи в конце XVIII — начале XIX в.
  3. Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг.
  4. Общественно-политическое развитие в 1994-2004 гг.
  5. § 3. Социальная мобильность в условиях динамизации общественного развития
  6. XIX век: политическое развитие России и общественно-политическиедвижения
  7. ЛЕКЦИЯ № 9. Эмиль Дюркгейм и его теория общественного развития
  8. Глава VXIX век: политическое развитие России и общественно-политическиедвижения
  9. Общественный сектор рыночной экономики: экономическое содержание и тенденции развития
  10. 10. Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности
  11. Глава 1. Основные тенденции общественного развития стран Азии и Африки в Новое время
  12. 12.2. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  13. 13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян
  14. Вопрос 49. Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.
  15. Общественные отношения в первобытности. Развитие семьи. Первобытное стадо.
  16. ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
  17. Общественная мысль.
  18. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ