13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:
– Фалес – астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;
– Анаксимен – первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;
– Анаксимандр – первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.
Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания.
2. Школа Пифагора.
Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», – вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.
В числах пифагорейцы видели:
– свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;
– объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.
Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.
Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.
Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.
3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) – философ и поэт, он изложил свое учение стихами:
– выступал против антропоморфических элементов в религии;
– высмеивал богов в человеческом виде;
– жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;
– считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;
– стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;
– осуществил разделение видов знания.
Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) – философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:– разграничивал истину и мнение;
– центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;
– по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;
– сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;
– бытие есть, небытия нет.
Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) – философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:
– вся его жизнь – борьба за истину и справедливость;
– он развивал логику как диалектику.
4. Школа Сократа.
Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
Еще по теме 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА:
- 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70-90-Х гг. ХХ В
- Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
- 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
- 1. Политическая мысль Древнего мира
- 2.2. Цивилизации Древнего мира
- 2.2. Цивилизации древнего мира
- Государства Древнего мира.
- Пролог Гибель древнего мира
- Картина мира древних людей.
- Экономика стран Древнего мира.
- 3. ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
- 1.1. Налоги и сборы в хозяйственных системах древнего мира и средних веков
- Социальная структура обществ Древнего мира.
- ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
- § 12. Культура и религия Древнего мира
- Сергей Александрович НЕФЕДОВ. История Древнего мира, 1996
- ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КУРСА «ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА» ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с., 2015
- и. м. Дьяконов. Лекция 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, СКОТОВОДСТВА И РЕМЕСЛА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА И ПРОБЛЕМА ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ
- Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дьяконов.— 470 с, 1989