<<
>>

56. Виды и приемы воображения

Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др.

Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.

Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

Приемы творческого воображения:

1) агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;

2) аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие;

3) акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается;

4) преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

<< | >>
Источник: Резепов Ильдар Шамильевич. Шпаргалка по общей психологии. 2010

Еще по теме 56. Виды и приемы воображения:

  1. 49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  2. 33. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОИСКА МАТЕРИАЛА И ВИДЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
  3. 48. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ
  4. 55. Понятие о воображении
  5. 51. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ
  6. Социологическое воображение
  7. Катализатор для гипнотизера - воображение!
  8. Социологическое воображение
  9. Социологическое воображение
  10. 58. Воображение и личность
  11. Глава 6. Катализатор для гипнотизера - воображение!
  12. 29 ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–7 ЛЕТ). РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЯ
  13. 10 фундаментальных приемов (инструментов)
  14. 9.2.3. Приемы риск-менеджмента
  15. 4.6. Приемы риск-менеджмента