<<
>>

Выводы


Природа нации определяется сочетанием культурных и политических факторов. В культурном плане нация предстает общностью людей, связанных общим языком, религией, историей и традициями. В конечном итоге, однако, нации определяют себя как общность, связанную гражданским сознанием, исторически выражавшимся прежде всего в стремлении обрести или сохранить государственность.
Национализм существует в различных культурных и политических формах.
Национализм культурного толка несет в себе идею обновления нации как своего рода
цивилизации с ее в каждом отдельном случае специфическими качествами, как уникального, исторически детерминированного и органического целого Со своей стороны национализм политического толка видит в нации замкнутое политическое сообщество и потому на первый план выдвигает идеи суверенитета и самоопределения
Некоторые политические мыслители считают национализм феноменом Нового времени, связанным с индустриализацией и распространением демократии, другие видят его истоки в этнических сообществах, сложившихся еще в Средние века Природа национализма чрезвычайно многообразна в каждом отдельном случае свою роль здесь играли как исторические обстоятельства, воздействовавшие на данную форму национализма, так и политические цели, которые он преследовал
Существует несколько разновидностей политического национализма Либеральный национализм зиждется на вере во всеобщее право наций на самоопределение Консервативный национализм превыше всего ставит роль патриотизма в деле общественного и политического сплочения нации Национализм экспансионистского толка выступает идеологией агрессии и завоевания Антиколониальный национализм связан с борьбой за национальное освобождение и социально-экономическое развитие общества
Философия современного поликультурализма в той или иной степени всегда под-рывает основы национализма Меньше всего проблем в данном случае возникает перед национализмом либерального толка, поскольку он видит в нации скорее политическое, чем культурно-этническое сообщество и требует лишь, чтобы многообразие культур не противоречило принципам общественной толерантности и свободы личности Консерваторы же видят в многообразии культур прямую угрозу нации — источник недоверия между людьми, враждебности и даже насилия
До сих пор главной формой политической организации общества во всем мире остается нация-государство многие усматривают в ней вообще единственно возможную «ячейку» политики Ей и впрямь присуще то достоинство, что она объединяет общество как культурно, так и политически, тем самым и давая сообществу, объединенному общим прошлым и этнической идентичностью, право на независимость и политическое самоопределение
В настоящее время нации-государства сталкиваются с целым рядом проблем Развиваются центробежные тенденции, порождаемые факторами этнического порядка Внешние вызовы национальным государствам исходят от все более широкого развития наднациональных структур, от экономической и культурной глобализации и необходимости найти решения для международного экологического кризиса
<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Выводы:

  1. 4.4.1. Механизм логического вывода в продукционных системах
  2. 9. Выводы и предложения по материалам ревизии
  3. Вывод второй
  4. Выводы
  5. Вывод
  6. ВЫВОДЫ
  7. Выводы.
  8. Выводы
  9. Выводы
  10. Выводы.
  11. Выводы по главе 2
  12. Выводы по главе 1