<<
>>

§ 9. Воля к власти

Из недр «мотивации к достижению» постепенно прорастает воля к власти, реализующая мотивацию на успех. Она является самой мощной субъективной пружиной должностного или иерархического продвижения. Можно даже сказать, что то общество, которое стимулирует у большинства людей желание продвинуться наверх законным путем, достигает в сфере научно-технического прогресса больше, чем то общество, которое отбило у людей это желание.
США демонстрируют нам первый пример, Россия, к сожалению, — второй.
Воля к власти уже понятия мотивации к достижению, так как под достижением можно понимать научный, писательский, актерский, ремесленный, предпринимательский и прочие виды ус-пеха. А власть — лишь один из видов успеха. У политических лиде-ров стремление к власти развито в наибольшей степени. Они нередко входят во вкус и достижение высокой власти ставят самоцелью. Пожалуй, только с этим видом успеха приключается подобная метаморфоза: средство становится целью. Когда монарх, президент, тиран приходят к власти, они делают это для блага своего народа. Поначалу так оно и есть. Они проводят реформы, увольняют и передвигают министров, снижают налоги, расширяют власть парламента и пр. Но у некоторых не хватает реформаторского духа. Они погрязают в дворцовых интригах, окружают себя множеством приспешников, отдаляются от народа и предаются личным развлечениям. Они достигли того, чего желали, а обещанные улучшения теперь как лишняя забота, головная боль, от которой правитель стремится побыстрее избавиться. Цель — благо народа — вытеснилась средством — завоеванием власти. Ее он не хочет уступать никому. Но так мог бы поступить каждый. Ведь от хорошей жизни ради прозябания в безвестности никто не отказывается. Если к этому его не принуждают.
Достижение успеха — в деньгах, творчестве, знаниях, признании заслуг, власти — можно рассматривать как стремление к максимальной реализации своей личности. Воля к власти — самая максимальная из максимальных форм проявления себя. Она сопровождается вытеснением других из занятой сферы и в конечном счете даже подавлением их. Один удовлетворяет потребности за счет других. Воля к власти есть не только навязывание своего решения и видения мира другим, но и постоянная ее экспансия.
В школьном классе можно нередко видеть борьбу за лидерство, верховенство. Это тоже разновидность воли к власти. Если на собрании вы видите, как один старается перекричать другого, доказывая правильность своей позиции, то перед нами опять проявление воли к власти. Пусть и в неявной форме. Однако любой способ выделиться над другими «силовыми» методами, подавляя возможности и свободу других, выступает разновидностью воли к власти. Страстные политические ораторы, стремящиеся завладеть вниманием масс, повести их за собой, по существу являют волю к власти. Они навязывают другим свой способ решения проблемы или видения мира как единственно правильный, «обезволивая» устремления этих других. В этот ряд событий мы должны включить желание лидеров властвовать над умами и душами людей, снискать почести и славу, остаться в памяти потомков, воздвигнуть себе памятник, возвыситься над всеми.
Воля к власти не обязательно проявляется в продвижении по служебной лестнице и достижении политического признания. Его добиваются немногие.
Большинство же проявляет волю к власти прямо противоположным способом — стремится избавится от любой власти над собой. Быть независимым и самостоятельным, не чувствовать

надхобой чужой власти — такое же врожденное стремление челове-ка, как и стремление к превосходству над другими.
Вовлеченные в служебный марафон карьеристы понимают, что в чиновничьей иерархии они никогда не будут свободными. Даже если чиновник командует другими, над ним обязательно есть тот,
кто командует им самим. Даже правители страны не свободны своего окружения — фавориток и фаворитов, матери или же влиятельных советников, опасных врагов, крупных кредиторо т.д. Иные сдаются, ими правят теневые кабинеты — сильные к нистры, хитрые кардиналы, любимые дочери или властные же Официально они еще у власти, по существу же давно перед дела по управлению государством.
Художник или ученый, предприниматель или нищий час более счастлив и доволен своим положением только потому, ч ни от кого не зависит. К независимости стремятся отдельные и дивиды, организации (парламенты всегда добивались независ мости от королей) и целые страны. Мотивация достижения зде направлена в иное русло — избежать власти над собой.
Невыполнение норм, нарушение законов, открытое или скр тое сопротивление властям — все это проявления одного стре ления, называемого борьбой за независимость. Особенно сильн она выражается в странах, правительства которых потеряли вся1 кий авторитет у народа. Издаваемые властью законы, которые он же сама первая и нарушает, вызывают у рядовых граждан чув ство, близкое к омерзению. Отчуждение от власти достигает мак симума, издаваемые законы все еще легитимны, но только п форме. По существу они не имеют авторитета снизу, им не веря и их не собираются выполнять. Неподчинение законам демонстрирует на самом деле отношение народа к властям. Население как бы заявляет: если вы свободны от обязательств перед нами, то и мы считаем себя свободным от служения вам.
Борьба за власть во втором ее варианте — в борьбе за независимость — представляет то же самое, что и в первом, но только не в масштабе всего общества, а на маленьком участке. Квалифицированный инженер или рабочий стремится действовать не по указке сверху, а творчески и самостоятельно. Даже в семье каждый из нас старается хоть в чем-то быть независимым, то есть принимать ключевые решения без вмешательства извне по каким-то конкретным вопросам. Например, подросток сам старается определять, как поздно ему можно возвращаться домой, с кем дружить и что выпивать в компании. Попытка родителей вмешаться встречается в штыки: я уже не маленький.
Взрослея, мы расширяем верх своей самостоятельности, все меньше терпим указок, советов, вмешательства. Это в социальной природе человека. Воля к власти проявляется в том, что вы стремитесь добиться ее на своем маленьком участке.
Таким образом, воля к власти проявляется в двух видах — как стремление занять более высокую позицию в социальной или служебной иерархии и как желание избавиться от чужой власти и отстоять право принимать решения самостоятельно, не под дик-товку.
<< | >>
Источник: Кравченко А. И.. Политология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2001. — 336 с.. 2001

Еще по теме § 9. Воля к власти:

  1. Воля к власти
  2. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  3. 6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти
  4. Власть бюрократии: вне контроля? Источники власти бюрократии
  5. Власть и собственность: феномен власти‑собственности
  6. 5.2. Власть и влияние
  7. 2. Власть
  8. Власть
  9. 9. Типология власти
  10. 3. Политическая власть
  11. Идеологическая власть церкви
  12. § 3. Градиенты власти
  13. 12.1.Власть
  14. § 4. Дифференциация власти
  15. Власть и политика
  16. 10. Легитимность власти
  17. Власть
  18. 43. ПРИРОДА ВЛАСТИ
  19. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
  20. Вопрос 9 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ