§ 8. Власть и социальная иерархия

Власть возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую иерархию, разделены на менее и более престижные (влия-тельные, привилегированные, властные) должности, где существуют руководители и руководимые.
Стремление занять ключевую, самую влиятельную позицию будем называть потребностью во власти. Стремление выполнить нечто лучше, чем вчера, превращается здесь в стремление завоевать лучшую позицию, чем у других.
Власть является в высшей степени эмоционально заряженным явлением, которое у одних вызывает восхищение, а других устрашает. Некоторых власть очаровывает, как магнит, который бессознательно манит и притягивает.

Добровольная власть всегда со знаком «плюс». Население принимает ее и признает за ней право управлять собой.

Принудительная власть всегда со знаком «минус». Население подчиняется ей только потому, что иного выхода у него нет.
Потребность во власти — признак крепкого менеджера. Она настолько сильна в человеке, что все прочие потребности уступа-
гот ей место. Даже стремление к личностному развитию она заглу-шает до основания. Потребность во власти глушит все другие позывы в человеке, особенно те, которые противоречат ей. Это вполне здоровое начало в деятельности менеджера. Уважающий себя ме-неджер должен иметь потребность оказывать влияние на поведение других людей, но не в корыстных целях, а во благо организации. Плохой менеджер путает то и другое, как бы заигрывается. Для него власть становится самоцелью. Ему лучше заняться чем- то другим. Как и в предпринимательстве, в менеджеры годятся не все, хотя берется за эту работу кто ни попадя.
Поскольку власть реализуется одним человеком по отношению к другим, она затрагивает социальные отношения и сама выступает одним из видов этих отношений. Этот вид так и называют — властные отношения.
Их природа состоит в превосходстве одних над другими. Одни, наделенные властью, стоят наверху общественной пирамиды, другие, ее лишенные, — внизу. Такой порядок называется иерархическим.
Иерархия (от грен. Ыего$ — священный и агсНе - власть) — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в социологии — для обозначения социальной структуры общества, бюрократии; в теории организации — принцип управления.
Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, где выделяется три основных уровня — верхний, средний, ниж-

ний. В управленческой иерархии это уровни управления, в соци-альной — классы.
Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу находится большинство населения, а наверху — большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди: власть, богатство, влияние, льготы, престиж и др.
Если верх и низ социальной пирамиды уподобить полюсам магнита, то окажется, что между ними возникает напряжение. Его можно называть социальным напряжением. Действительно, те, кто находится внизу, считают, что блага распределяются неравномерно, даже больше того — несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. Возникает естественное желание все перераспределить так, чтобы каждому досталось поровну. Вот почему история полна примеров революций, восстаний, мятежей, переворотов. Зачинщиками выступают те, кто оказался обделенным. К ним примыкают массы таких же людей. Но как только они добиваются успеха и захватывают власть, то меньшинство вновь оказывается в привилегированном положении, а большинству не хватает на жизнь. Революционеры переделили общественное богатство, но снова неравно: ближайшему окружению руководителей досталось больше, а массе рядовых участников — меньше.
Более медленный и консервативный способ перераспределить богатства заключается в продвижении наверх не группой, не массой, а в одиночку. Ничего разрушать не надо, просто каждый, кто желает и у кого есть возможности, делает личную карьеру. Продвижение наверх называется восходящей мобильностью.
Людям свойственно стремиться снизу вверх, а не в обратном направлении.
Каждый из нас желает жить лучше и никто — хуже. Хуже мы живем, когда нас вынуждают обстоятельства. Но по возможности мы, обгоняя друг друга, устремляемся наверх — туда, где больше власти, привилегий и благ. Конечно, далеко не все сжигаемы страстью обогатиться или повластвовать. Но жить лучше хочет каждый. Один видит лучшую жизнь в приобщении к духовному, другой — к материальному.
Итак, явление восходящей мобильности (движение снизу вверх) формируется только там, где большинство благ и большинство людей находятся на разных полюсах социальной шкалы: внизу — большинство людей, наверху — большинство социальных благ. Если то и другое соединить, никто не захочет продвигаться наверх. Восходящей мобильности соответствует явление, которое мы будем называть мотивацией достижения (мотивацией к достижению).
Мотивация достижения — это присущее большинству людей желание продвинуться наверх и сделать свою работу, свое дело лучше, чем они это делали вчера или чем это делают конкуренты.
Как показывает опыт, мотивация достижения со временем скорее возрастает, нежели уменьшается. Достигнув более высокого уровня жизни или служебного поста, мы привыкаем к тому, что теперь можем позволить лучше одеваться и питаться, покупать больше книг и ходить в театр, отдыхать на престижных курортах. Со временем привыкаешь, что потребность в более высоком качестве жизни становится само собой разумеющимся и у нас появляются более высокие запросы. Наши потребности растут и расширяются. Для их удовлетворения нужно больше денег, власти, влияния. Мы вновь устремляемся вверх.
Мотивация к достижению подстегивается расширяющимся кругом потребностей. Удовлетворив одни, мы через некоторое время стараемся удовлетворить новые потребности, перебравшись с низкой ступеньки на высокую.
Такова уж природа человека. И неудивительно, что те, кто достиг вершины пирамиды, не желает делиться привилегиями с другими. Абсолютная монархия, единоличная власть основаны на таком нежелании. Захватив власть, лидер не намерен делиться ею ни с кем. Когда достигнутое становится привычным, он устремляется к новым завоеваниям. Аппетит приходит во время еды. Так подвигаются на завоевательные походы в другие страны за чужим добром.
А тот, кто остался обделенным материальными благами, но не утратил аппетита, считает себя обделенным и готов при первой возможности совершить переворот, поднять мятеж, совершить революцию. И этот кто-то часто оказывается не в самом низу пирамиды, а в ближайшем окружении короля. Можно смело сказать, что любой правитель, даже очень демократичный, всегда сидит на бочке с порохом. Скрытое недовольство готово прорваться в любой момент. Окружение короля, особенно если он нелюбим, ждет малейшей ошибки.
Но и король не дурак. Тонкости человеческой психологии он прекрасно знает, поскольку и сам, может быть, когда-то был внизу и дожидался своей очереди. Для укрепления своей власти он придумывает множество законов, ограничивающих доступ к ней. Самым испытанным является закон о престолонаследии. Если ты не королевской крови, говорит он, то нечего и в очередь становиться. Когда подданные лишены способа индивидуально прорваться к власти таким путем, они ищут либо незаконных средств — пе-реворот, революция, либо законных — через расширение прав парламента и сужение полномочий правителя. И оба они относятся к разряду коллективных действий.
Оградившись от одиночек, претендующих на престол, правитель ничего не может поделать с большой группой желающих его свергнуть. Вся история Нового времени проходила в непрерывных битвах между парламентом и королем. Иногда дело доходило до гражданских войн, а иногда до революций. Избавиться от насильственного посягательства на трон правителю помогают мощные армия, полиция и суды. Для избавления от врагов и инакомыслящих короли проводят профилактические чистки их рядов, а между чистками запускают механизмы подавления — инквизицию, репрессии, ограничение свободы слова и собраний.
<< | >>
Источник: Кравченко А. И.. Политология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2001. — 336 с.. 2001

Еще по теме § 8. Власть и социальная иерархия:

  1. Иерархия власти.
  2. Социальная иерархия
  3. Социальная иерархия.
  4. Иерархия как система социальный фильтров
  5. ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ ОБЩЕСТВА В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ
  6. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ
  7. Варново‑кастовая социальная иерархия
  8. Социальная природа власти
  9. 1. Власть как социальное явление
  10. Экономически детерминированная власть и социальный порядок
  11. Социальная природа гоминьдановской власти
  12. § 3. Формы социальных взаимодействий. Власть
  13. Глава 6. ВЛАСТЬ и СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
  14. Социологические исследования власти и влияния в системе социального управления
  15. 3. Обострение социальных противоречий. Восстание рабов и бедняков. Египет под властью гиксосов
  16. 5. Иран во второй половине XVIII в. и утверждение у власти династии Каджаров. Социально-экономический и политический строй
  17. § 3. Иерархия статусов. Статусные коллизии
  18. Построение иерархии.
  19. 6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти