§ 3. Циклическая теория Макиавелли
Основатель любой из трех хороших форм правления способ установить ее лишь на малое время, ибо никакое средство не уде_ жит ее от превращения в свою противоположность из-за подоби ' Так и в человеческих делах: добродетель легко перетекает в п рок, а порок принимает обличье добродетели.
Циклическое ра' витие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимо ; обращение добра и зла. Кругооборот возможен в силу относитель: ности противоположных состояний — добра и зла, низа и верха,; упадка и подъема. Противоположности легко превращаются др; в друга.Мы знаем, что у любого общественного явления две стороны -—' негативная и позитивная. Для одних людей сталинизм воплощает; величие духа, твердость государственной власти, торжество дис- ¦ циплины и всеобщей справедливости. Для других он — олицетворение вселенского зла, режим, развязавший геноцид против собственного народа, поправший человеческое достоинство, жертвы и репрессии. Вы скажете — это крайности, а истина — посередине. Но в человеческих делах редко когда достигается золотая середина, все больше встречаются крайности.
Правитель хотел как лучше для народа и установил жесткий режим, а потомки оценили его как покушение на человеческую свободу. Одни говорят: нако- нец-то в России установлена демократия и человек свободно вздохнул (это о 1990-х годах), а другие возражают, нет, мол, воцарились анархия и произвол. Кому верить? Кто прав?Поскольку формы правления устанавливает не природа, а люди, причем много людей — сотни тысяч и десятки миллионов, угодить на каждого невозможно, и каждый старается предложить свое. В результате одни тянут власть вправо, а другие — влево. Когда побеждают первые, утверждается, скажем, аристократия, а когда их одолевают противники, в стране воцаряется ее противоположность — олигархия. Смысл теории Макиавелли заключается имен
но в том, что формы правления очень легко переходят в свою противоположность. Их антиобразы всегда рядом, как тень. И избавиться от них невозможно. Надо просто постичь законы истории, а не витать в облаках, полагая, что демок-ратию или монархию можно утвердить раз и навсегда. Их надо утверждать каждый день, иными словами, каждый день бороться за правильные формы правления, охранять их, очищать от порчи и коррозии.
Итак, все три формы правления раскачиваются, согласно Макиавелли, подобно маятнику, легко переходя в свои антиобразы.
В законе Макиавелли надо видеть воплощение процесса инверсии: когда маятник слишком отклонен в одну сторону, то в дальнейшем, минуя точку равновесия, он резко отклоняется в другую. Инверсия (от лат. хпхето — перестановка) означает измене-ние обычного порядка на противоположный, изменение направления (полярности), переход в противоположное состояние. Одно время считалось, что она описывает только мир физических явлений. Но оказалось, что сфера действия инверсии гораздо шире.
И в Средние века, и в античности формы правления менялись как стеклышки в калейдоскопе: чуть повернул государственный руль, как глядишь уже другой политический узор. В греческих полисах монархия уступала власть аристократии, олигархия — демократии, а иногда и тирании.
Вокруг царя всегда роилась аристократия — узкий круг знатных семей-землевладельцев, из которой набирались воины, гарантировавшие внутреннюю и внешнюю безопасность. Охраняя монарха и родину, аристократия оказывала влияние на решение политических вопросов. Наступало время, и она захватывала власть, а монарха свергали. Проходило еще какое-то время, и вот уже недовольный народ устраняет аристократию, называя ее кучкой продажных олигархов, и устанавливает демократию, которая по прошествии времени где-то сменяется тиранией, а где-то — охлократией (анархией), вслед за которой к власти приходит жестокий тиран.
Закон политической инверсии Макиавелли: каждая форма правления обязательно переходит в свою противоположность.
Наиболее распространенной формой правления тогда была олигархия (власть немногих). Бразды правления находилась в руках нескольких богатых и могущественных родов. Дабы олигархия вконец не испортилась, в античном полисе вводились всевозможные ограничения. Например, запрещалось занимать высокие должности сразу нескольким представителям одного рода (отцу и сыну,
братьям). Эта практика запретов и ограничений сохранилась сию пору. Ей следовали в советское время, но перестали советское. Тем не менее именно в постсоветское время в наш стране открыто заговорили об олигархии как реальной форме пр ления. Политологи считают, что вплоть до 1998 г. страной упр ляли не президент, не правительство или Госдума, а кучка сам" богатых газо- и нефтекоролей. О реальности олигархии в Росс свидетельствует и тот факт, что вице-премьер Б.Немцов в 1997' 1998 гг. хотел организовать антиолигархическое общественное дв жение. Правда, глубокий экономический кризис 1998 г. реш ситуацию по-своему: с исторической сцены ушли и вице-пр мьер. и старая олигархия.
Аристотель о демократии: «Равенство не бывает двоякого род по количеству и по достоинству... Отсюда и возникают преимуще. ственно два вида государственного устройства — демократия и оли гархия... Вообще ошибка — стремиться провести повсюду тот другой вид равенства. И доказательством служит то, что поел этого происходит: ни один из видов государственного устройства' основанный на таком равенстве, не остается устойчивым... Как б то ни было, демократический строй предоставляет большую безопас-ность и реже влечет за собой внутренние распри, нежели строй олигарх хический. В олигархиях таятся зародыши двоякого рода неурядиц: роз~- доры друг с другом и с народом, в демократиях же — только с олигархией сам против себя народ — и это следует подчеркнуть — бунтовать не станет».
(Политика, книга пятая, 1, 7—9) -
Еще по теме § 3. Циклическая теория Макиавелли:
- 17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ
- Никколо Макиавелли
- 13. УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ
- Н. МАКИАВЕЛЛИ Государь
- 24, Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике
- ТРЕНД И ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ
- Циклическая составляющая в величине бюджетного дефицита
- ЛИНЕЙНАЯ И ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ
- 3. Циклическая концепция развития цивилизаций
- Циклические процессы
- Циклическая безработица
- ВОСЕМЬ ШАГОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЦИКЛИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
- Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры
- Глава 10 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ
- 10.3 ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ
- Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры
- Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры
- Лекция 18. МИР ХОЗЯЙСТВА: МОДЕЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО И ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Глава 29. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ И ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ РЫНКОВ