<<
>>

1. Теологическая парадигма

.

Природа парадигмального Несмотря на развитие научного знания содер- мышления жание «политики» постоянно остается откры­

тым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей.

Оно демонстрирует тщетность однозначных интерпретаций феномена политики, стремления пой­мать ее вечно ускользающую специфику в границах единожды найденной ло­гики, без доопределения уже имеющихся дефиниций альтернативными сужде­ниями. Множественность складывающихся образов политики - неоспоримое свидетельство полисубстанциональности политического, как такового. Поли­тическая наука не терпит претензий на выражение «единственной» истины в знаниях о политике.

Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. polls - город) и первоначально означал различные формы государственного правления. Так, название одного из первых произведений, посвященных изучению политики, трактат Аристотеля «La politika» дословно так и переводится: «То, что относит­ся к государству».

Впоследствии за политикой закрепилось множество смы­слов: сфера, линия поведения и действий, способ урегулирования, характер че­ловеческих отношений и т.д. По мере накопления представлений о свойствах и сущности политики, полученных с помощью разных областей знания, по мере составления ее многочисленных типологизаций, классификаций и оценок, под­готавливалась почва для того «информационного шока», который не только разнообразит понимание политической действительности, но и нередко блоки­рует саму возможность выделить в ней нечто главное.

Т» с с

В то же время во всей совокупности научных представлений о политике существуют и такие теоретические конструкции, которые концептуализируют всю гамму идей, оценок, чувств, представлений. Эти основополагающие по своему характеру представления о природе и сущности политики выступают своеобразным теоретическим фундаментом, на котором выстраивается вся со­вокупность наблюдений и выводов о разнообразных, описываемых на протяже­нии веков, формах государственного устройства, отношений между элитарны­ми и неэлитарными слоями общества, деятельности структур институтов власти и т.д.

Выражая те или иные принципы понимания политики, эти основопола­гающие воззрения задают направленность исследованию данной области дей­ствительности, служат критерием выбора методов ее исследования и отбора фактов, выступают основанием для соответствующих обобщений и классифи­каций политических явлений.

Для того чтобы подчеркнуть специфику такого рода теоретических по­строений в общественной науке в целом, в 20-х гг. XX столетия американский историк науки Т. Кун ввел в научный оборот понятие «парадигма». В целом он дал более двадцати определений этого понятия, связывая их с этапами развития научного знания и определения статуса науки. Однако в наиболее общем смыс­ле он трактовал парадигму как своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной проблемы. Правда, при таком подходе парадиг- мальным характером могли обладать любые целенаправленные исследования, в том числе и посвященные изучению отдельных сторон и компонентов полити­ческой жизни (например, поведения элит, деятельности партийных и государ­ственных институтов и т.д.).

Вместе с тем фундаментальное значение для политической науки в целом имеют те парадигмы, которые истолковывают ее природу и сущность, источ­ники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные черты и свойства этой области действительности. Задавая основные единицы измерения политики, подобные теоретические конструкты формируют целостные, концептуально оформленные представления о политической сфере, одновременно давая возможность вписать сформированный теоретический об­раз политики в более широкие идейные рамки, раскрывающие сложившиеся у той или иной группы исследователей представления о картине мира. Все это придает таким парадигматическим представлениям статус и значение осново­полагающих теоретических конструкций, которые организуют все политиче­ское знание и дают начало целым классам доктрин, развивающих их основные идеи.

Организуя мощнейший интеллектуальный поток познания политики и одновременно воплощая различные способы объяснения ее природы и сущно­сти, такие концептуальные конструкты превращают политологию в мультипа- радигматическую науку, в отрасль знания, допускающую различные способы теоретической интерпретации политических явлений.

Как мы увидим далее, не все парадигмы обладают одним и тем же значением в общей картине научного знания. Однако, обладая разными познавательными достоинствами, в своей со­вокупности они способствуют необычайно богатому и всестороннему описа­нию данного общественного явления.

Фундаментальный характер политологических парадигм проявляется и в том, что соответствующие подходы к пониманию политики служат концепту­альным основанием не только для сугубо теоретических, но и для прикладных исследований. Иначе говоря, раскрывая ее внутренние и внешние связи поли­тики с другими сферами общественной жизни, указанные парадигмы исполь­зуются и для разрешения конкретных политических проблем.

С высот нынешнего дня можно увидеть, как в течение веков от- кристаллизовывались теоретические концепты, обладающие четко сформиро­вавшейся способностью к целостному и специфическому описанию природы и сущности политики. Предельно обобщая основания классификации подобных основополагающих для политологии парадигм, можно отметить попытки объ­яснения сущностных характеристик политики действием самых разных - сверхъестественных, природных и социальных - факторов. В силу этого можно условно выделить соответственно теологическую, натуралистическую и социо-центристскую парадигмы.

Такая классификация имеет не только логический характер, исчерпы­вающий все варианты толкования политики. В самом главном и основном она демонстрирует, что и в настоящее время не прекращаются попытки вывести природу политики за рамки социального, объяснить источники и механизмы ее развития, не прибегая к помощи общественных факторов.

Как известно, на ранних этапах существования Теологическая парадигма общества источники социальных связей и пове­дения людей объяснялись по преимуществу в рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни: Бог (демиург, абсолют) полностью опре­деляет земные порядки, источая власть и повелевая человеком. В рамках задан­ных им отношений «царь» и «народ» полностью зависели от божественного промысла, ни в малейшей степени не претендуя на какую-либо самостоятель­ность в сфере власти.

Их роль заключалась лишь в передаче, воплощении не­бесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полно­стью исключавшее человека из числа творцов политики (государства), свиде­тельствовало о неспособности политической мысли того времени дать рацио­нальное истолкование этого вида реальности, выявить его внешние и внутрен­ние связи.

Это положение сохранялось вплоть до появления трудов Фомы Аквин- ского, утвердивших иную интерпретацию теологического подхода. Средневе­ковый мыслитель исходил из наличия трех основных элементов власти: прин­ципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, второй и третий яв­ляются производными от человеческого права. Таким образом, и власть, и субъекты власти определялись не только сверхъестественным проявлением бо­жественной воли, но и волей Человека. Власть выступала как некая комбинация невидимого, провиденциального управления и человеческих усилий. Божест­венный промысел формировал самые общие установления власти, а ее реаль­ное, земное пространство и формы наполнялись действиями услышавших глас Божий людей, обладавших собственной волей и имевших собственные интере­сы.

Конечно, удельный вес или авторитет человеческого права не играл ре­шающей роли в объяснении перепитий политической жизни. Могущество вла­сти исходило от Бога, а роль и назначение человека состояли в необходимости точного и полного отражения в своем поведении предначертаний Всевышнего. Признание властных полномочий Божества означало также внутреннюю огра­ниченность, несвободу властных притязаний людей, которые вынуждены были ограничивать свои интересы соображениями высшей и непререкаемой воли.

В эпоху господства тоталитарных режимов весьма точно копировалась логика политических взаимоотношений людей и власти, предложенных средне­вековым философом, - строгую иерархичность, наличие высших авторитетов, способных «правильно» истолковать все политические и властные коллизии, недоступные для понимания непосвященных, и т.д. Однако некоторые важные черты политики и власти, сформулированные теологическим подходом, про­явились не только в деспотиях XX в.

По существу история политики продемонстрировала определенную не­подвластность человеку многих политических связей и отношений, которую теологи связывали с невидимым влиянием Божества. Даже мыслители, совер­шенно иначе трактовавшие природу политики и власти, также отмечали нали­чие какой-то необъяснимой загадки, тайны человеческого существования в этой сфере, вечной недосказанности, недоговоренности в действиях реализую­щего здесь свои интересы человека.

Как можно заметить, в основе такого подхода лежат не присущие науч­ному знанию логические и рациональные подходы, а принципы веры, необъяс­нимой с точки зрения разума убежденности в потусторонних источниках тво­рения мира. В современных условиях в основном лишь богословские философы исповедуют подобные постулаты, однако надо признать, что данная парадигма зафиксировала некоторые важные характеристики феномена политики. Рад ученых полагают, что, не получив сегодня широкого распространения в интел­лектуальной среде в силу своей чувственной и потусторонней заостренности, этот подход сможет проявить себя на следующих ступенях развития научного знания, накопления новых данных о строении мира.

<< | >>
Источник: Соловьев А.И.. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев -М.: Аспект Пресс, - 559 с.. 2003

Еще по теме 1. Теологическая парадигма:

  1. 3.3. Теологическая парадигма
  2. Основные парадигмы социологии. Парадигма конфликтов
  3. 56 ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА СМЕРТЬ
  4. Социологические парадигмы
  5. Новая парадигма
  6. Парадигма в социологии: различия в подходах
  7. Парадигма социальных дефиниций
  8. § 1. Парадигма, метатеория и метасоциология
  9. Социологические парадигмы
  10. Старая парадигма