<<
>>

Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Понятие политической культуры и её структура.

1. Функции и типы политической культуры.

2. Политическая социализация.

I. Важнейший элемент политической жизни общества — политическая культура.

Без неё невозможны политическая и гражданская жизнь общест­ва, политические отношения в отдельных странах и международном мас­штабе. От уровня и типа политической культуры во многом зависят фор­мы, способы и масштабы политического участия и поведения, характер политических действий, степень цивилизованности общества.

Подобно тому, как общая культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизнедеятельности человека, так и политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере.

От степени соотношения и соответствия ценностей политической куль­туры ценностям политической системы зависит устойчивость и жизнеспо­собность этой системы. Даже Римская империя основывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй воле её подданных.

В наше время ста­бильность Великобритании, других стран Запада также основывается на вы­сокой политической культуре граждан, субъектов власти. Именно культур­ные стандарты определяют образцы и формы поведения институтов власти, народа, а вместе с этим и политическую систему, и политический режим. Чем ниже уровень политической культуры, тем больше тоталитаризма, авто­ритаризма, неконституционных действий. Глубина и темпы реформ также связаны с уровнем политической культуры.

Идея политической культуры имеет древнее происхождение. Она встречается в трудах Платона, Аристотеля. Проблемы политической культу­ры затрагивали Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другие. Они предприняли попытку выявить связь межу политиче­скими представлениями людей и политическим устройством общества.

Сам термин «политическая культура» впервые в научный оборот был введен немецким философом И.Г. Гердером в XVIII в.

Современные концепции политической культуры разрабатываются та­кими учеными как Х. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, Р. Шварценберт, М. Дю- верже, А. Тойнби и другие. В советской политической литературе проблемы политической культуры начинают разрабатываться с середины 80-х годов. Существенный вклад в её разработку внесли Э. Баталов, К. Гаджиев, Е. Его­ров и многие другие.

Что такое политическая культура? Политическая культура — это сис­тема исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, уста­новок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в не­посредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечи­вающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемст­венности.

Политическая культура — это довольно многогранное явление. Она фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий лю­дей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, ре­гулирующих политическое поведение.

Сфера политической культуры — политическая жизнь общества, все то, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в полити­ке, а также «пограничные зоны» — взаимодействия политики и права, поли­тики и экономики, политики и нравственности.

Политическая культура проявляется: в культуре принятия политиче­ских решений; поведении политических партий, движений, граждан, органов власти; восприятии политических явлений; в характере взаимодействия меж­ду политическими институтами; в уровне идеологизированности политиче­ских субъектов; в политическом языке, жестикуляции, символике. Она не ог­раничивается только этим. Политическая культура проникает в образование, науку, во всю духовную культуру. Проникает она и в материальную культу­ру, придавая ей политическую окраску. Сегодня политическую окраску при­обретает производственная культура, культура земледелия, культура врачеб­ной деятельности и т.

д.

В своей структуре политическая культура включает следующие ос­новные элементы: когнитивный, эмоционально-психологический, нравствен­но-оценочный, поведенческий, а также политическую символику.

Когнитивный элемент политической культуры составляют политиче­ские знания и представления людей о политике, политической системе, поли­тической власти, ее формах и механизмах осуществления; о демократии, правах человека и т. д., то есть все то, что составляет политическое образова­ние.

Эмоционально-психологический элемент политической культуры — это политические чувства и переживания, которые испытывает человек, уча­ствуя в политической жизни. К ним можно отнести чувство социальной справедливости, терпимости или нетерпимости к инакомыслию, эмоцио­нальный подъем по поводу победы на выборах и т. д. Сюда же входят и ир­рациональные моменты в политическом поведении человека. Они проявля­ются в форме фанатичной любви к вождю, приверженности догмам, мифам, утопиям. Последние выступают в роли своеобразного компенсатора недос­татка научных знаний о политике. Политические мифы и утопии, основанные на надеждах и чаяниях, легко воспринимаются широкими массами. Они их воодушевляют на активные политические действия, вселяют веру в лучшее будущее.

Нравственно-оценочный элемент политической культуры включает характерные для данного общества ценности, идеалы, нормы и т. д. Он пред­полагает определенную оценку, суждение и мнение о политических объек­тах, процессах. Здесь роль играет соотнесение собственных представлений с идейно-ценностными установками государства, общества, человечества.

Поведенческий элемент политической культуры образуют формы и степень участия граждан в политической жизни общества (митингах, демон­страциях, политических забастовках, пикетах, выборах, политических акциях и т. д.). Он включает также политические установки, типы политической ак­тивности, формы, стили, образцы, навыки политического поведения.

Развитая политическая культура предполагает такие нормы поведения, как: отношение к человеку как к высшей ценности, терпимость к инакомыс­лию, лояльность, сознательная дисциплина и самодисциплина, гражданская ответственность, ответственность перед будущим и др.

Эти нормы создают своеобразный кодекс цивилизованного поведения субъектов политических от­ношений. Они предполагают конституционные, правовые формы поведения и деятельности.

Высокая политическая культура складывается именно из этих четырех элементов. Недостаточное развитие или отсутствие одного из этих элементов не способствует ее высокому уровню. Например, если бы в послереволюци­онные годы и более поздний период политические силы Советского Союза владели бы высокой политической культурой, то знали бы, что карать чело­века без суда и следствия, исходя только из эмоций, нельзя. В настоящее время мы также наблюдаем недостаточное развитие образовательного уровня политической культуры и превалирование эмоционально-психологического и нравственно-оценочного элемента. Нам не хватает основанной на знаниях рассудительности.

Важнейшей составной частью политической культуры является поли­тическая символика, которая отражает, идеализирует мир политики и ее культуру. Элементами политической символики выступают — национально- государственная символика (Конституция, флаг, герб, гимн, денежные знаки и т. д.); политико-ритуальная символика (церемония инаугурации Президен­та, процессы возложения венков, цветов к национальным святыням и др.); скульптурно-архитектурная символика, воплощенная в памятниках, скульп­турах, архитектурных сооружениях, символизирующих страну (в Беларуси — Дом правительства, Площадь Победы, вокзальные ворота); название горо­дов, с которыми отождествляют страну (Москва — Россия, Минск — Бела­русь). К политической символике относятся знаки отличия, флажки, эмблемы и другие символы.

Политическая символика разнообразит и украшает политическую жизнь общества, придает ей символически-культурный смысл. Она способ­ствует сплочению нации, сохранению ее самобытности и традиций, форми­рованию национального самосознания и национальных чувств народа, идей патриотизма, гражданственности. К сожалению, их частая смена в Беларуси не способствует этому.

II. Функции политической культуры вытекают из ее сущности и ха­рактеризуют ее значение в политической жизни общества. Они являются те­ми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт людей. Именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически значимой и достижимой.

Политической культуре присущи следующие основные функции.

Познавательная. Эта функция формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, нормы, повышает политиче­скую образованность. Особенно важна и актуальна эта функция в отношении молодежи, которая находится в решающей стадии становления личности и подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь республики живет сейчас в обстановке свободы выбора и сделать его очень не просто. Идет ломка многих представлений, стереотипов. В этих условиях процесс формирования высокой политической культуры призван не только дать знания молодому поколению о политике, но и вооружить ее знанием таких норм политической культуры, как уважитель­ное отношение к человеку как высшей ценности; терпимость к инакомыслию и другие.

Интегративная, которая призвана быть интегратором политического опыта и механизмом передачи его от поколения к поколению. Интегрируя и передавая политико-культурные ценности, политическая культура формиру­ет стабилизирующую основу политической жизни и способствует согласию существующей политической системе и избранного обществом политическо­го строя.

Коммуникативная функция, позволяющая установить связь между участниками политического процесса, действовать так, как требуют полити­ческие нормы.

Регулятивная. Она обеспечивает эффективное воздействие граждан на политический процесс в соответствии с общественно значимыми ценностя­ми.

Воспитательная, которая позволяет сформировать гражданина, лич­ность как полноценного субъекта политики, содействует политической со­циализации людей.

Социализации, характеризующая приобретение человеком определен­ных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной систе­ме власти свои гражданские права.

Выделяют также функции идентификации, адаптации, ориентации и дру­гие.

На практике все функции политической культуры тесно взаимосвязаны и направлены на формирование политически грамотной и социально актив­ной личности, на стабильное развитие общества.

Важная характеристика политической культуры — её типология. Сей­час существует довольно обширная типология политической культуры, ис­ходящая из разных критериев.

По характеру организации политической жизни различают рыноч­ную и этатистскую политические культуры (Э. Баталов, И. Шумпетер). Ры­ночная политическая культура понимается и организуется как разновидность бизнеса и рассматривается как акт свободного обмена деятельностью. Её ос­новные элементы — ориентация на конкурентную борьбу, индивидоцентри- стские установки, ориентация на спонтанность, саморегулирование в отправ­лении политических и иных функций.

Этатистская политическая культура — это культура, которая главенст­вующую роль в организации политической жизни и определении условий политического участия отводит государству. Это культура ограничения кон­курентной борьбы, для которой интересы целого (государства, нации, класса, какой-либо организации) выше частных, индивидуальных интересов.

По отношению к инновациям (Р. Шварценберг, А. Боднер) выделяют открытую (ориентированную на иннокультурный, общечеловеческой опыт и общение) и закрытую (ориентированную на собственные локальные образ­цы и нормы) культуры;

По цивилизационному фактору (Н. Данилевский, А. Тойнби и др.) различают западную, восточную и восточноевропейскую политические культуры. Они сформировались на разных социально-экономических отно­шениях и политических процессах. В частности, для восточноевропейской политической культуры, которая сформировалась в условиях «срединного» географического положения, в результате взаимодействия западных и вос­точных ценностных ориентаций, при доминирующей роли государства в ре­гулировании общественной жизни, как следствие определяющего воздейст­вия идеалов и ценностей православного христианства, доминирования сило­вых методов разрешения кризисных и конфликтных ситуаций, дуализма вла­сти и народа, экстенсивной экономики присущи — социокультурный раскол взаимооппонирующих политических культур (народа и элиты); доминирова­ние в общественном сознании ценностей групповой справедливости («прав­ды», коммунитаризма (коллективизма)), уравнительного равенства; этатизм сознания, отсутствие рациональности в западном понимании, неприятие ина­комыслия, индивидуализма и конкуренции, доминирование идеологических ценностей над целевыми; иррациональный авторитет власти, персонифици­рованное восприятие её («добрый царь», «хороший вождь» и т. д.); ориента­ция не на личную активность, а на государственный патернализм и другие ценности.

По психологии субъектов политики (Г. Алмонд) — англо-американ­скую, континентально-европейскую, авторитарно-патриархальную и то­талитарную.

Англо-американской политической культуре характерны светский ха­рактер, прагматизм, общенациональный консенсус, центризм, умеренность в политике, отказ от крайностей.

Континентально-европейская культура также носит светский характер, но с элементами идеализма. Ей присущи цикличность, разграничения.

Для авторитарно-патриархальной политической культуры свойственно рассмотрение общества как единой семьи во главе с сильным лидером.

Тоталитарная политическая культура — это культура толпы. Её осо­бенность — обожествление власти, формирование представления, что власть всё может, господство мифов, атмосфера напряжённости и борьбы;

По уровню политического участия (Г. Алмонд, С. Верба) — патри­архальную (традиционную или провинциальную), подданническую и ак­тивистскую.

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. При ней индивид слабо восприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет кон­кретной роли. Данный тип политической культуры существует в молодых государствах, в которых сложилась и функционирует корпоративная культу­ра разных социальных общностей, где масса населения безграмотна.

Подданническая политическая культура отличается низкой активно­стью граждан, пассивным отношением индивида к политической системе. При ней население знает о политике, но ориентировано на политическую систему и результаты её деятельности. Свои надежды на создание свободной и благополучной жизни население возлагает на власть и вождей.

Активистская политическая культура — это самая развитая модель. Она отличается политической активностью граждан, их вовлечённостью и рациональностью. При ней граждане стремятся с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т. д.) влиять на политику и власть.

Г. Алмонд и С. Верба выделяли и смешанные типы политической куль­туры: патриархально-подданническую, подданнически-активистскую и пат­риархально-активистскую. По их мнению, эти три типа политической куль­туры реально преобладали в истории различных обществ.

По типу политического режима называют — либерально- демократи-ческую и авторитарно-тоталитарную политические культуры.

Либерально-демократическую модель политической культуры отли­чают свобода, права человека, гражданское общество, парламентаризм, пра­вовое государство, добровольное и сознательное участие в политической жизни, плюрализм, т. е. всё то, что принято называть демократией. Причём эти демократические ценности не только декларируются, но и реализуются на практике.

Для авторитарно-тоталитарной политической культуры свойственны единая собственность, идеология, неприятие плюрализма мнений и инако­мыслия, культ главы государства, государственное регулирование всех сфер общественной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в поли­тической жизни. Права и свободы при этом типе культуры только провоз­глашаются, но в действительности не осуществляются.

В реальной практике все типы политической культуры взаимодейству­ют между собой, образуя смешанные типы с преобладанием тех или иных компонентов. С точки зрения стабильности политического режима наиболее оптимальна синтетическая культура «гражданственности», где преобладают элементы подданнической и активистской культур.

Политическая культура не исчерпывается универсальными типами. Существуют разнообразные субкультуры, такие образования политической культуры, которые характерны лишь для отдельных социальных, этнических, региональных и других субъектов политики. Различают несколько типов та­ких субкультур — региональную (характерная для разных регионов страны, обусловленная социально-экономическими и другими отличиями), этнолин­гвистическую, религиозную, половозрастную и другие.

Рассматривая политическую культуру современной Беларуси в свете представленных типологий, ученые обнаруживают в ней типологичные чер­ты закрытой, этатистской, пассивной, подданнической, восточноевропей­ской, авторитарно-тоталитарной политической культуры. Хотя большинство граждан проявляет живой интерес к политике, но не стремится воздейство­вать на власть, предпочитая подчиняться любому центру реальной власти, считая, что от их участия в политической деятельности ничего не изменится.

Для политической культуры граждан Беларуси характерны — неува­жительное отношение к человеку как к личности, нетерпимость к инакомыс­лию и оппозиции, правовой нигилизм, зависимость от официальной идеоло­гии, ориентация на социальную справедливость и равенство (несмотря на то, что это оказывается равенство в бедности), коллективизм и другие черты.

Причины существования такой политической культуры большинства граждан Беларуси кроются в историческом прошлом — длительном сущест­вовании общинных отношений; вхождении в состав других государств, в особенности, в состав России, где господствовали идеология и политика са­модержавия. Сказывается влияние советской тоталитарной системы и ком­мунистической пропаганды.

Особенности политической культуры большинства граждан Беларуси затрудняют процесс освоения опыта демократического развития других стран, снижают чувствительность людей к нравственно-этическим стимулам политического поведения, предполагают тяготение к скачкообразным и не­редко насильственным методам преобразования общества.

Вместе с тем, у определенной части интеллигенции, предпринимате­лей, граждан идет ценностная переориентация в сторону ценностей откры­той, активистской, западной политической культуры. Именно эта часть насе­ления служит тем социальным звеном, которое оказывает социально- культурную поддержку демократическим преобразованиям. Наше общество объективно заинтересовано в ускорении таких преобразований

Ш. Политическая культура выступает важным фактором социализации личности.

Социализация (от лат. «БоЫаНБ» — общественный) — это процесс, с помощью которого политическая культура передается, приобретается и из­меняется. Этот процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полно­правного члена общества.

Политическая социализация — необходимый элемент воспроизводства и сохранения политической системы, ибо она готовит граждан к выполнению предписываемых ею политических ролей: гражданина, избирателя, члена партии, профсоюза и т. д. В то же время, социализация важна для самой лич­ности, поскольку она позволяет ей адаптироваться к политике, освоить ее ценности, нормы и правила и, включиться в политическую жизнь, реализо­вать с помощью власти свои интересы.

Задачи политической социализации:

- формирование у широких слоев общества политической культуры, привитие людям устойчивых социально-значимых образов поведения;

- преобразование некоторых из этих элементов как необходимое ус­ловие общественных изменений;

- создание новой политической культуры в особых обстоятельствах, например, при возникновении нового независимого государства.

Важными институтами политической социализации выступают семья, школа, средства массовой коммуникации и информации, а также участие в политической деятельности и многое другое. На характер и специфику поли­тической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, характер политической системы, полити­ческий режим. Они могут принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Явная передача включает непосредственную передачу или трансля­цию информации, чувств, ценностей объективной политики, скрытая — пу­тем подражания родителям, известным политикам и т. д.

Очень большое значение в политической социализации играет истори­ческий опыт. Через него происходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов.

Важное средство передачи исторического опыта — традиции. Это ус­тойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации по­литических процессов. Действие традиций находит выражение в определен­ных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных ис­торических обстоятельствах.

Социализация — процесс избирательный, в ходе которого идет усвое­ние тех норм, ценностей, ориентаций и моделей поведения в политике, кото­рые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизнен­ному опыту участников политического процесса. Процесс политической со­циализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни. По мере нако­пления социального опыта происходит постоянное видоизменение или упро­чение жизненно-политических позиций личности.

В политической социализации выделяют несколько этапов, связанных с основными периодами жизни человека.

Первый этап политической социализации происходит в детские и юношеские годы в семье, школе, группе ровесников.

Второй этап — в процессе интенсивного обучения человека в различ­ных учебных заведениях, самообучения, под воздействием СМИ, разных со­циальных институтов. В это время формируется информационная сторона мировоззрения индивида, закладываются основы политической культуры. Важность данного этапа обусловлена тем, что успешность его происхожде­ния в значительной степени предопределяет будущее страны — активность и осознанность политических действий.

Третий этап — это социализация индивида как личности в ходе актив­ной деятельности, его включения в работу политических институтов (госу­дарственных структур, партий, общественных организаций, выборов и т. д.), в подготовку и проведение всевозможных политических акций. Этим этапом завершается превращение индивида в гражданина, человека, осознающего себя членом государства.

Следует отметить, что первый и второй этапы политической социали­зации могут находиться в конфликте. Он возникает тогда, когда молодой че­ловек, получивший гуманные демократические представления о политике в семье, школе, университете, сталкивается с жесткими и далекими от демо­кратии реалиями: авторитарной властью на производстве, безнравственно­стью политиков, бездушием и грубостью государственных служащих, разно­образными силовыми проявлениями власти. В этом случае происходит пере­оценка ценностей, проявлениями которой становятся аполитичность, кон­формизм или же радикальный политический протест. Здесь важно, чтобы воспитательный процесс не отрывался от реальной политической практики.

Политическая социализация осуществляется на трех уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Биологический уровень лич­ности оказывает существенное воздействие на сознание человека и его поли­тическое поведение. Среди элементов этого уровня следует выделить наслед­ственность, пол, возраст, темперамент, состояние здоровья и т. д. Например, свойства нервной системы, темперамент придают индивидуальное своеобра­зие политическому поведению не только отдельной личности, но и масс в це­лом.

Эмоции, воля, память, способности, мышление, характер и другие эле­менты составляют психологический уровень в структуре личности и оказы­вают влияние на политическое сознание и поведение человека. Например, без воли наиболее осознанного психологического элемента личности невоз­можно добиться целей в любой сфере.

Социальный уровень социализации человека характеризуется мировоз­зрением, его интересами, целями, ценностными установками и ориентация- ми. Они усваиваются индивидом в процессе воспитания и под воздействием целого ряда субъектов (агентов) политической социализации — семьи, до­школьных учреждений, школы и других учебных заведений, родственников, коллег, кланов, политических институтов, молодежных организаций, религи­озных и общественных объединений, СМИ.

Интенсивность процесса политической социализации обычно ослабе­вает после формирования человека как личности, но в менее выраженной форме изменение политических представлений происходит в течение всей жизни: под влиянием новых ролевых требований (занятие руководящих по­зиций в общественных организациях, партиях, государстве и т.п.), важных политических событий (революции, войны и др.), а также возраста. Известно, например, что пожилые люди придерживаются более консервативных поли­тических взглядов, чем молодежь.

На основании исторического опыта и политической практики выделя­ют несколько типов, образцов политической социализации.

Во-первых, гармоничный тип политической социализации предполага­ет наличие однородной культурной среды, зрелых демократических тради­ций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог субъектов политических процессов. Подобная степень культурной однораз- ности характерна для англо-американской культуры, согласно которой субъ­екты политического взаимодействия привержены общепринятым идеалам, нормам, ценностям, что позволяет поколениям безболезненно входить в по­литическую жизнь.

Во-вторых, плюралистический тип политической социализации, кото­рый преобладает в странах континентальной Европы. Этот тип характеризу­ется наличием значительного числа разнородных субкультур, что предпола­гает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Консолидирован­ная демократия в рамках плюралистического типа политической социализа­ции основана на динамичном равновесии трёх начал: развитого гражданского общества, конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы личности.

В-третьих, различают конфликтный тип политической социализации, который характерен для незападных цивилизаций. Имеющийся в этих стра­нах высокий уровень нищеты большинства населения, жёсткая привержен­ность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняют достижение согласия между носителями различных ценностей субъектами политических отношений и, прежде всего, властью.

В-четвёртых, выделяют гегемонистский тип политической социализа­ции, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса, партии или определённой религии.

Главная проблема в отмеченном заключается в правильной организа­ции процесса социализации. Американские политологи Д. Истон и Дж. Де­нис отмечали, что силовыми методами добиться принятия политических ценностей невозможно. Надо помочь людям принять их добровольно. Данное возможно тогда, когда политическая система будет задавать психологиче­скую установку на добровольность принятия норм и ценностей господ­ствующей в обществе политической культуры. Для этого важно поддержи­вать веру индивидов в важность политической социализации, легитимность власти. Существенную роль в этом должны играть политические и государ­ственные деятели, преподаватели вузов и техникумов, СМИ — все ответст­венные за передачу общественно-политического опыта. Это особенно важно в нынешний переломный этап развития нашей республики.

Таким образом, политическая культура и политическая социализация неразрывно взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга, они высту­пают важнейшими элементами функционирования и стабильности политиче­ской системы.

<< | >>
Источник: Н.П. Савко, М.А. Бобер, В.И. Карнацкая, П 50 И.Н. Смальцер. Политология: Курс лекций..- Мн., БГМУ, - 256 с.. 2004

Еще по теме Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ:

  1. Политическая культура и политическая социализация
  2. Глава 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
  3. Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  4. 63. Политическая символика как элемент политической культуры
  5. ГЛАВА 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  6. 49. Политическая социализация личности
  7. 14.4. Политическая социализация
  8. Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
  9. Политическая социализация молодежи
  10. Тема 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
  11. Тема 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
  12. Глава 13. Политическая культура и политическое участие.
  13. Дискуссия «Политические партии России: участники политического процесса или "пятое колесо" политической системы?»
  14. ТЕМА 13 Церковь феодального времени Процессы интеграции и дезинтеграции в социально-политической жизни Европы. Культура феодальной эпохи
  15. 5.3. Функции политической культуры
  16. 2. Типология политической культуры
  17. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  18. Политическая культура и индустриальная рациональность Культура и смысл в современных государствах