<<
>>

8.2. Сущность и характерные особенности политической идеологии консерватизма и либерализма

Важнейшее место в ряду современных идеологий принадлежит либерализму и консерватизму.

У наследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просвети­телей Д.

Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце ХУ11 - начале ХУШ вв.

Либерализм (от лат. НЬегаНБ - свободный) - совокупность идей­но-политических учений, политических и экономических про­грамм, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отноше­нию к индивиду. Связав свободу личности с уважением основопола­гающих прав человека, а также с системой частного владения, либера­лизм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкурен­ции, рынка, предпринимательства.

Идейно-политическую концепцию либерализма определяют сле­дующие положения:

- абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей;

- признание существования определенных неотчуждаемых прав человека (такие, как право на жизнь, свободу, собственность);

- признание и отстаивание принципа верховенства закона;

- признание необходимости разделения законодательной и испол­нительной власти;

- ограничение объема и сфер деятельности государства;

- защищенность частной жизни человека от государственного вме­шательства;

- свобода действий индивида (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни (свобода выбора занятий, свобода конкуренции и т.

д.).

Сторонники классического либерализма считают, что «государст­ва должно быть как можно меньше». Оно практически не должно вме­шиваться в экономическую и социальную жизнь; его обязанность лишь в том, чтобы поддерживать элементарный порядок и создавать условия для свободной экономической деятельности.

При этом все основное ре­гулирование в обществе происходило бы спонтанно, через механизмы свободного рынка.

Наиболее видные представители современного либерализма (Миль, Спенсер, Визе, Поппер) внесли значительный вклад в формирование и разработку принципов политической демократии, идей парламентского и конституционного правления, разделения властей, обеспечения основных политических прав и свобод граждан, суверенитета народа и др.

Отличительной чертой либерализма является то, что всегда чутко реагирует на изменения и новации в обществе. Начиная с 30 - 40-х го­дов XX века либерализм выступает преимущественно в виде неолибе­рализма. Особенность неолиберализма проявляется в признании допус­тимости и даже необходимости вмешательства государства в экономику с целью создания и поддержания благоприятных условий для конкурен­ции. Неолиберализм исходит из необходимости государственного регу­лирования социальной жизни для сохранения максимально возможного социального и политического равновесия.

Важнейшим достоинством политической системы неолибералы провозглашают справедливость, а правительства - ориентацию на мо­ральные принципы и ценности. В основу политической программы не­олибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необ­ходимости участия масс в политическом процессе, демократизации про­цедуры принятия политических решений.

Наиболее значительными течениями в социально-политической мысли XX в. являются неолиберализм, неоконсерватизм, различные трактовки социалистических и коммунистических концепций. Как идейные движения они зародились на исходе XIX в., в условиях кризиса классической либеральной идеологии, вызванного расширением госу­дарственной деятельности по регулированию экономики в индустри­ально развитых странах.

Идеологи неолиберализма (Дж. Кейнс, А. Xансен, Дж. Гэлбрейт и др.) выражали взгляды реформистски настроенных слоев общества. Не­олибералы привержены идеям расширения государственного воздейст­вия на общественные процессы для достижения бескризисного и ста­бильного развития производства.

Требование активного вмешательства государства в сферу частнопредпринимательской деятельности является отличительной чертой всех неолиберальных программ и концепций.

Ведущим течением в неолиберализме до середины XX в. высту­пало кейнсианство. Его основателем был английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883 - 1946). Он считал, что рыночная экономика от­нюдь не утратила способности к динамичному развитию. Охвативший ее кризис - явление временного порядка. Депрессию (1929 - 1933 гг.) породили не внутренние пороки капитализма, а отношения свободной конкуренции, при которых в наиболее выгодном положении оказыва­ются биржевые спекулянты и рантье, не заинтересованные в расшире­нии производства. Аккумуляция богатства в их руках приводит к свер­тыванию инвестиций, спаду предпринимательской активности, что в свою очередь вызывает рост безработицы и обострение социальных конфликтов. В этих условиях необходимо покончить с режимом сво­бодного предпринимательства. Государство должно понизить ставки процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими нало­гами и, собрав таким образом необходимые средства, направить их на развитие производства и решение социальных проблем. Государствен­ное регулирование экономики представлялось ему единственным сред­ством, способным гарантировать «успешное осуществление частной инициативы».

Программа Кейнса оказала большое влияние на политическую практику. После второй мировой войны во многих странах Западной Европы были проведены реформы, нацеленные на предотвращение кри­зисов в экономике, повышение уровня занятости населения и потреби­тельского спроса (эти мероприятия получили название «кейнсианская революция на Западе»).

Практическое осуществление принципов неолиберализма поста­вило перед теоретиками государства ряд новых проблем. Реализация этих принципов сопровождалась усилием власти правительства в ущерб законодательным органам, так как парламентская процедура нередко оказывалась слишком громоздкой для того, чтобы корректировать про­водимые реформы в соответствии с изменениями экономической конъ­юнктуры.

Опасаясь перевеса исполнительной ветви власти над законо­дательной, идеологи неолиберализма обратились к разработке вопросов функционирования демократии в условиях регулируемой экономики и контроля за деятельностью правящей элиты.

Вечным оппонентом либерализма и революционных социально- политических доктрин выступает консерватизм (от лат. сопБегуо - со­хранять, охранять, заботиться). Консерватизм можно определить как политическую идеологию, ориентирующуюся на сохранение и под­держание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, вопло­щенных в семье, нации, религии, собственности. Отличительная осо­бенность консерватизма заключается в том, что он не имеет однознач­ного идейного содержания и принимает различные формы в различные исторические периоды и изменяется в ответ на перемены в обществе.

Оформление классической политической концепции консерва­тизма происходит в конце ХУШ - начале Х1Х вв. и связано с именами Шатобриана, Берка и Ж.де Местра. Идеология консерватизма характе­ризуется следующими положениями:

- общество рассматривается как целостный организм, части кото­рого взаимосвязаны; попытки изменить какую-либо его часть чреваты опасностью разрушения всего организма, всей системы;

- политические принципы необходимо приспосабливать к суще­ствующим обычаям и традициям;

- отвергаются революционные настроения и радикальные попыт­ки общественных преобразований;

- твердая ориентация на государственный авторитет;

- пессимистическая оценка человеческой природы и неверие в возможность социального равенства между людьми;

- представление о важнейшей роли частной собственности как га­ранта личной свободы и социального порядка.

В современной политологии различают консерватизм структур­ный (защищающий сложившиеся в обществе институты) и консерва­тизм ценностный (направленный на сохранение и сбережение таких ос­новных норм, как мораль, религия, семья и т. п.).

Идеологии неолиберализма были подвергнута критике в учениях европейских и американских консерваторов.

Современные консерваторы (Ф. фон Хайек, И. Кристол, М. Фридмен) выступают в защиту свободного предпринимательства. Соци­альную базу этого течения составляют бизнесмены, не заинтересован­ные в усилении правительства, финансовая олигархия, крупное фермер­ство и т.д. Не отвергая экономической деятельности государства полно­стью, консерваторы выдвигают проекты ее ограничения в интересах ча­стного капитала. Роль государственной власти в экономике они стре­мятся свести к регулированию рынка.

Обоснование идеологии неоконсерватизма принадлежит австрий­скому экономисту Фридриху Августу фон Хайеку (1899 - 1992). Он создал обширную социально-философскую доктрину на основе своей экономической концепции.

По его мнению, рыночная экономика представляет собой слож­ный спонтанный порядок, в рамках которого поступки одних индивидов координируются с поступками других посредством механизма цен. По­следние выступают в качестве своеобразных сигналов, позволяющих передавать информацию (о спросе и предложении товаров и т. д.). Воз­никающие при этом отношения он описывал как результат взаимодей­ствия множества людей, имеющих различные интересы.

Неотъемлемой чертой высокоразвитых социальных систем Хайек считал «рассеянное знание», для достижения которого каждый индивид накапливает массу сведений, необходимых ему в конкретных условиях места и времени. Только общество владеет полной информацией о всех событиях и процессах. Поэтому вывод таков: в современном обществе не может существовать какой-то один центр, способный направлять деятельность всех членов общества. Только частное предприниматель­ство может быть «единственной системой, позволяющей обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных в обществен­ном организме».

Хайек выступал против любых форм государственного регулиро­вания рынка, критикуя при этом кейнсианство, т. к. вмешательство го­сударства в экономику ограничивает свободу индивидов и неизбежно приводит к дезорганизации их деятельности. Он доказывал экономиче­скую несостоятельность социализма, т. к. вся масса данных, необходи­мых для централизованного планирования экономики, просто не подда­ется расчету. Социализация во имя общего блага на практике оборачи­вается подавлением индивидуальной свободы и установлением тотали­тарного режима.

Современному плюралистическому обществу, по его мнению, со­ответствует лишь государство, основанное на принципах верховенства права. Государственная власть внутри страны имеет только одну задачу - обеспечить соблюдение всеми гражданами общих правил поведения, т. е. поддерживать правопорядок. По сути дела это означает, что «госу­дарство лишается возможности направлять и контролировать экономи­ческую деятельность индивидов». Верховенство права предполагает не только подчинение исполнительных органов власти закону, но и не­вмешательство самой законодательной власти в сферу свободы и неот­чуждаемых прав человека. Правовое государство подразумевает верхо­венство частного права над публичным, т. к. «частная собственность яв­ляется главной гарантией свободы».

Работы Хайека получили признание в 60-70-е годы, с началом так называемой «консервативной волны», когда в США, Англии и других странах к власти пришли правоцентристские силы. Его идеи использо­вались консерваторами при обосновании программ сокращения госу­дарственного сектора экономики, а также в антикоммунистической пропаганде.

Последние десятилетия обозначили явное стремление консерва­тизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например, «новые правые» во Франции), а с другой - к большей склон­ности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции кон­сервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме - идеологическом направлении, которое заняло ведущие позиции в 70-е годы XX века и удачно приспособило традиционные ценности консер­вативного толка к реалиям постиндустриального развития западного общества. Неоконсерваторы выдвинули лозунг «консервативной рево­люции», суть которого можно определить как призыв расчистить место от всего, что было в обществе создано искусственно, и воссоздать то, что достойно сохранения. Главная идея видных представителей совре­менного консерватизма (Ф. Xайека, Д. Роулса, З. Бжезинского и др.) - необходимость осуществления демонтажа институтов социально- экономического регулирования и возврат к принципам свободного рын­ка.

Xарактеризуя идеологию неоконсерватизма, следует выделить основные положения:

- только свободно-рыночные отношения могут вести к реальному развитию общества и человека;

- свобода и равенство несовместимы; социальное равенство не­возможно, поэтому нужно сосредоточить усилия на достижении свобо­ды;

- классическая демократия неосуществима или вредна, поэтому нужно сочетать демократию и власть элит;

- главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею;

- отношение к государству двойственное; неоконсерваторы - за сильное государство, способное защитить собственность и мораль; вме­сте с тем неоконсерваторы опасаются, что такое государство может вес­ти к ущемлению индивидуальной свободы.

Реализация принципов неоконсерватизма нашло выражение в так называемой «неоконсервативной революции» 1970-1990-х гг. В период правления сторонников «новых консерваторов» в США и странах За­падной Европы проходила реконструкция социальных обязательств пе­ред обществом, сокращались программы социальной помощи населе­нию. С другой стороны, неоконсерваторы продолжают выступать за традиционные ценности, отстаивая незыблемость института семьи и ре­лигии. В области внешней политики «неоконсервативная революция» в начале XXI столетия привела к интервенциям США и их союзников в Афганистане и Ираке под лозунгом принудительного построения «де­мократии».

Традиционный идейный оппонент консерватизма - либерализм, также претерпел принципиальные трансформации своих идейных прин­ципов. Неолиберализм как самостоятельное идеологическое учение оформился в 1930-50 гг. Во время Великой депрессии в США и странах Западной Европы (1930-е гг.) оказались дискредитированы теория са­морегуляции рынка и концепция «государства как ночного сторожа», предложенная Ф. Лассалем. В отличие от классического либерализма, сторонники его новой вариации поддерживают государственное регу­лирование экономики. По отношению к моральным и нравственным ценностям общества неолибералы сохранили предпочтения своих предшественников, чьи взгляды были отражены в формуле «каждый выбирает для себя мораль сам».

С другой стороны, неолиберализм выступал идейным оппонентом социалистических учений, склонявшихся к социальному сотрудничест­ву и достижению социально-политической справедливости. Сторонники неолиберализма полагали, что реализация принципов социальной спра­ведливости ведет к сокращению общественного богатства.

Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что со­временный либерализм и консерватизм, прошедшие длительный путь исторического развития, представляют собой весьма сложное много­слойное образование, в котором уживаются самые разнообразные, по­рой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и прин­ципы, и поэтому естественно, что эти две идеологии пронизаны глубо­кими противоречиями. Современному либерализму и консерватизму чужды политический радикализм и революционное миросозерцание. В условиях масштабных и глубоких перемен, которые в настоящее время переживает наша страна, стремление к обеспечению свободы и равенст­ву всех без исключения граждан перед законом, призыв к равенству прав и возможностей участия в политической жизни, присущих либера­лизму; умеренность, взвешенность, здравый смысл, характерные для консерватизма, способны послужить мощным противовесам политиче­ским крайностям, которые могут разрушить хрупкий социальный мир и с таким трудом достигнутое общественное согласие.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основоположников идеологической доктрины ли­берализма и изложите их политические принципы.

2. Сопоставьте подходы консерватизма и либерализма к сущности политики, власти и государства.

3. Раскройте содержание политической идеологии неконсерватизма.

4. Охарактеризуйте идейные воззрения сторонников доктрины «неоконсервативной революции».

5. Назовите причины трансформации принципов классического либерализма в ХХ столетии.

<< | >>
Источник: Меркулов П.А.. Политология: Учебник для бакалавров, обучающихся по спе­циальности 39.03.03 «Организация работы с молодежью».Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, - 328 с.. 2015

Еще по теме 8.2. Сущность и характерные особенности политической идеологии консерватизма и либерализма:

  1. 2. Сущность и характерные особенности политического лидера
  2. 3.Политические идеологии современности: Либерализм.
  3. 38. РОЖДЕНИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА
  4. От либерализма к консерватизму.
  5. 74. Либерализм как идейно-политическое течение
  6. Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
  7. 2. Современные политические идеологии
  8. 2. Базовые модели политической системы: типология и характерные черты
  9. Характерные особенности неокейнсианских теорий
  10. 15.1. Понятие, функции и структура политической идеологии
  11. Вопрос 18 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ
  12. Что такое политическая идеология?
  13. 4.7. Характерные особенности перепроектированных бизнес-процессов
  14. Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ