<<
>>

5.1. Сущность государства

Государство является основным, центральным институтом поли­тической системы общества, организующим, направляющим и контро­лирующим совместную деятельность и отношения людей, обществен­ных групп, классов и различных политических ассоциаций.
В его дея­тельности концентрируется основное содержание политики. Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях:

1. В широком смысле государство понимается как страна, обще­ство, народ, расположенные на определенной территории и представ­ляемые органом высшей власти, например, российское, американское, немецкое, французское государство.

2. В узком, собственном значении термин «государство» пред­ставляет собой организацию, обладающую верховной властью на опре­деленной территории.

До рубежа XVI - XVII вв. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества, которое оно организует и представляет. Пер­вым разграничил понимание термина «государство» в широком и узком значениях итальянский мыслитель Н. Макиавелли. Им же был введен в на­учный оборот и специальный термин «в1а1ю» для обозначения государства независимо от его конкретной формы как особой политической организа­ции общества.

До этого в обозначении государства применялись более кон­кретные понятия: королевство, княжество, республика и т. д.

Наиболее четкое разграничение государства, общества и индивида было осуществлено в рамках договорной теории происхождения государ­ства у Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Согласно их концепции общест­во, государство и индивид исторически разделены во времени. Люди или индивиды вначале существовали в свободном, полудиком состоянии, од­нако в результате экономических, социальных, религиозных и некоторых других изменений, произошедших в человеческом коллективе, они обра­зовали общество и затем для защиты своей безопасности и естественных и неотчуждаемых прав договорным путем создали специальный орган управления и разрешения всех возникающих противоречий - государство.

Таким образом, государство - это многоаспектный институт, вы­ступающий, с одной стороны, как особый политический аппарат управ­ления обществом, а с другой - как ассоциация всех членов общества, расположенная на определенной территории.

В понятие «государство» в различные исторические эпохи вкла­дывались различный смысл и различное содержание. Так, например, Т. Мор утверждал, что «государство есть заговор богатых против бедных»;

Гегель считал, что государство - это образ и действительность разума, это шествие Бога в мире; Людовик XIV говорил: «Государство - это Я», и это высказывание вошло в историю как символ абсолютной власти. В нашем Отечестве еще недавно широко практиковалась формула: «Госу­дарство - это Мы» и т. д.

Сущность и причины возникновения государства нашли свое ото­бражение в ряде теоретических концепций. Так, «патриархальная» теория гласила, что государство произошло из разросшейся семьи; «теологиче­ская» теория указывала, что государство даровано людям Богом; «дого­ворная» теория утверждала, что государство - это орудие примирения классов; теория «ночного сторожа» доказывала, что государство призвано охранять покой своих граждан; теория «обруча» отстаивала идею, что го­сударство стягивает воедино своих граждан, как доски бочки; теория «на­силия» исходила из того, что государство возникло в результате завоева­ния земледельцев кочевниками; «психологическая» теория пропагандиро­вала мысль о том, что часть населения должна властвовать, а другая - подчиняться в силу своих психологических особенностей и т. д.

Ознакомление со всеми этими теориями позволяет сделать вывод о том, что ни одна из них не дает полного и научно обоснованного объ­яснения происхождения и сущности государства.

В действительности государство появляется в результате разло­жения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленче­ских функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздейст­вием целого ряда факторов.

Человеческая цивилизация начинает свой отсчет от первобытно­общинного строя, который охватывает огромный исторический период в несколько тысяч лет. Характерными чертами жизни людей в этот период являются: совместный труд членов общины, уравнительное распределение продуктов, отсутствие публичной власти, отделенной от основной массы людей. Согласно исследованиям индейского рода, проведенным во второй половине XIX века известным американским исследователем Л. Морганом, все члены рода - свободные люди, обязанные защищать свободу друг дру­га, обладающие равными личными правами, независимо от того, кем они являются - старейшиной рода, военным вождем или простым членом рода - все они составляли братство, связанное кровными узами. Примерно так же были организованы древнегреческие и другие племена. Аналогичные тенденции наблюдаются и современными исследователями, которые стал­киваются с племенами, проживающими в труднодоступных районах нашей планеты. Человеческое общество в условиях первобытнообщинного строя не нуждалось в государстве как специальном институте управления и регу­лирования человеческих отношений.

Однако с развитием материального производства, разделением труда в обществе постепенно появляется частная собственность, кото­рая обусловила экономическое неравенство семей и усиление власти вождей и военачальников, возраставшей в результате проведения войн.

Общество раскололось на противоположные социальные группы, и не хватало только организации, которая бы сломила сопротивление неимущих и малоимущих социальных групп и закрепила право власти. Такой организацией и стало государство.

Используя органы родового строя, класс собственников средств про­изводства создал чиновничий аппарат, который, с одной стороны, стал его надежной защитой, а с другой - обеспечивал стабильность общественной системы путем балансирования и сочетания интересов различных социаль­ных групп. Из этого следует, что для выживания всякого общества необхо­димо создание специального института, обеспечивающего его стабиль­ность.

Только опираясь на государственную власть, выступающую от име­ни народа и поэтому обладающую правом принуждения, экономически господствующий класс становится политически господствующим классом. И как бы потом государство ни менялось, как бы ни совершенствовалось, главной его функцией остается защита интересов господствующего класса.

Таким образом, возникновение государства тесно связано с возник­новением частной собственности и разделением общества на классы.

Для более глубокого и всестороннего понимания сущности госу­дарства необходимо выделить его важнейшие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов- управленцев.

2. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной терри­тории. Верховной властью, решения которой обязательны для всех гра­ждан, организаций и учреждений, обладает только государство.

3. Территория, очерченная границами государства. Законы и пол­номочия государства распространяются лишь на тех людей, которые проживают на определенной территории. Государство строится по тер­риториальному принципу в отличие от родоплеменной организации общества, основанной на кровнородственных связях.

4. Монополия на легальное применение силы, физического при­нуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для вы­полнения этих функций принуждения у государства имеются специаль­ные средства: армия, служба безопасности, милиция, органы прокура­туры и суда со всеми их вещественными атрибутами: зданиями, снаря­жением, тюрьмами и т. д.

5. Исключительное право на издание законов и норм, обязатель­ных для всего населения. Это право обычно признается гражданами лишь за государством.

6. Право на взимание налогов и различных сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленного государственно­го аппарата, для материального обеспечения государственной политики в области экономики, социальной сферы, обороны и т. д.

Все эти признаки отличают государство от других организаций и объединений, входящих в политическую систему общества. Возникно­вение государств у различных народов происходило в разных внутрен­них и внешних условиях, в зависимости от которых формировался тот или иной вид государственного устройства. Наличие или отсутствие уг­розы со стороны соседей обусловило существование следующих трех моделей создания государства:

1. «Классический путь» - государство возникает в результате нарас­тания внутренних классовых противоположностей путем изменения вла­сти в общинно-племенной общности без наличия внешней угрозы.

2. Путь «захвата» - государство возникает в условиях, при кото­рых наряду с внутренними изменениями имеет место факт захвата од­ного племени другим.

3. Путь «обороны» - государство возникает при наличии внешней угрозы, ускоряющей процесс его создания.

Влияние проникновения чужих образцов может привести к трем видам процесса создания государства:

1. Порабощение иноземной силой, которая реорганизует строй на захваченной территории.

2. Стихийное усвоение концепции новой модели государственно­го устройства.

3. Использование опыта соседей.

На вид государственного устройства оказывает влияние этниче­ский состав населения. Классовые отношения и основы государства формируются в зависимости от того, возникло государство на террито­рии с однородным или этнически близким населением или же на терри­тории, где жили различные по этническому составу группы.

Определенное влияние на государственное устройство оказывают и географические условия. Так, возникновение государства на обширных территориях с сильной централизованной властью, имеющей деспотиче­ский характер, было связано с формированием «азиатского способа произ­водства», географической основой которого была необходимость проведе­ния в широких масштабах ирригационных работ. Или другой пример. Про­живание немногочисленных индейских племен на бескрайних просторах Северной Америки не могло способствовать быстрому образованию госу­дарства вследствие недостаточной концентрации населения и вытекающей отсюда невозможности создания сильных центров власти.

Для более глубокого понимания сущности государства необходи­мо выделить его функции и механизм.

Функции государства - это основные направления его деятельно­сти, посредством которых реализуется социальное назначение государства. Функции государства традиционно делятся на внутренние и внешние.

Основными внутренними функциями являются: организацион­но-управленческие, экономические, социальные, национально- интеграционные, демографические, культурно-воспитательные, право­охранительные, экологические.

К основным внешним функциям относятся: дипломатические (установление широких устойчивых экономических, политических, культурных и прочих связей с другими государствами) и оборонные. Отнесение функций государства к внешним и внутренним в значитель­ной мере условно. Практически любая функция несет и внутреннюю и внешнюю политическую нагрузку.

Следует отметить, что все функции государства определяются двумя видами интересов - интересами социальной группы, распола­гающей властью, и интересами всех остальных социальных групп, всего народа. Так, например, функции охраны жизни, здоровья, детства и имущества граждан от покушений преступных элементов служат инте­ресам не только господствующей группы, но и всего народа.

Для выполнения внутренних и внешних функций государство располагает специальным механизмом, представляющим собой ком­плекс органов. К ним можно отнести: законодательные органы, испол­нительные и распорядительные органы, контрольные органы, правоох­ранительные органы, органы государственной безопасности, вооружен­ные силы, органы внешних сношений.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменя­ется вместе с развитием всего общества, одной из важнейших частей кото­рого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношения государ­ства и личности, воплощения в государственном устройстве рационально­сти, принципов свободы и прав человека в развитии государства можно вы­делить два больших этапа: традиционный и конституционный.

Традиционные государства возникли и существовали преимуще­ственно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глу­бокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей и не признавали свободную личность как источник государственной власти.

Конституционный этап в развитии государства связан с его под­чиненностью обществу и гражданам, с конституционной очерченно- стью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией всей деятельности государства и созданием институ­циональных и иных гарантий прав человека. Конституционные государ­ства существенно отличаются от государств традиционных по способам своего формирования, внутреннему строению и функциям.

Практически все существующие в современном мире государства строятся и функционируют на базе конституций. Конституция - это система зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые опре­деляют устройство государства, принципы его организации, способы политического волеобразования, принятия решений, а также положение личности в государстве.

В современных демократических государствах конституции обычно состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, ут­верждается правовое равенство всех граждан и запрет дискриминации; во второй части описывается характер государства (республика, монар­хия, федерация и т. д.), статус различных властей, правила взаимоотно­шений парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (дополнена в 1791 г. «Биллем о правах»); во Франции: в 1789 г. - «Декларация прав человека и гражданина» и в 1791 г. - Конституция. Однако следует здесь отметить, что отдельные правовые документы, фактически нося­щие характер конституционных актов, появились значительно раньше - в 1215, 1628, 1679 и в 1689 гг. в Англии.

Конституции предназначены для регулирования политической жизни общества в течение длительного периода. Однако реальная продолжитель­ность их действия в различных странах явно неодинакова. Так, например, во Франции за истекшее время сменилось 16 конституций, а в США до сих пор действует их первая конституция, в которую внесено всего лишь 26 по­правок (из них 10 - в 1791 г.). Более чем 200-летнее существование консти­туции США не означает, что она не претерпела значительных изменений в соответствии с требованиями времени. Конституционные новации прояви­лись здесь не столько в принятых поправках, сколько в изменении толкова­ния ряда статей Основного Закона Верховным федеральным судом США, который наделен правом принятия окончательных решений по интеграции закона. В России последняя конституция была принята в 1993 г.

Наличие демократической конституции - важный показатель кон­ституционности государства лишь в том случае, если она реально во­площена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, всеми учреждениями и гражданами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите специфические особенности формирования государ­ства как политического института.

2. Определите наиболее важные функции государства.

3. Перечислите признаки института государства.

4. Сопоставьте положения распространенных научных подходов о происхождении государства.

5. Обоснуйте взаимосвязь между социально-политическим разви­тием общества и трансформацией института государства.

<< | >>
Источник: Меркулов П.А.. Политология: Учебник для бакалавров, обучающихся по спе­циальности 39.03.03 «Организация работы с молодежью».Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, - 328 с.. 2015

Еще по теме 5.1. Сущность государства:

  1. 17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы
  2. 32. Происхождение и сущность государства
  3. Бюджет государства: социально-экономическая сущность, функции
  4. 2.2. Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
  5. 25. Теория «государства благоденствия»: сущность, причины кризиса?
  6. Лекция № 22 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ 22.1. Государство и проблема принципала и агента
  7. Лекция № 21 ГОСУДАРСТВО КАК ОРГАНИЗАЦИЯ 21.1. Функции государства
  8. 15.1. Сущность налоговой политики государства Понятие налоговой политики
  9. 1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)?
  10. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.
  11. 3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства