<<
>>

Сплочение цивилизаций: синдром «братских стран»

Группы или страны, принадлежащие к одной цивилизации, оказавшись вовлеченными в войну с людьми другой цивилизации, естественно пытаются заручиться поддержкой представителей своей циви-лизации.
По окончании холодной войны складывается новый мировой порядок, и по мере его формирования, принадлежность к одной цивилизации или, как выразился Х.Д.С. Гринвэй, «синдром братских стран» приходит на смену политической идеологии и традиционным соображениям поддержания баланса сил в качестве основного принципа сотрудничества и коалиций. О постепенном возникновении этого синдрома свидетельствуют все конфликты последнего времени — в Персидском заливе, на Кавказе, в Боснии. Правда, ни один из этих конфликтов не был полномасштабной войной между цивилизациями, но каждый включал в себя элементы внутренней консолидации цивилизаций. По мере развития конфликтов этот фактор, похоже, приобретает все большее значение. Его нынешняя, роль — предвестник грядущего.

Первое. В ходе конфликта в Персидском заливе одна арабская страна вторглась в другую, а затем вступила в борьбу с коалицией арабских, западных и прочих стран. Хотя открыто на сторону Саддама Хусейна встали лишь немногие мусульманские правительства, но неофициально его поддержали правящие элиты многих арабских стран, и он получил огромную популярность среди широких слоев арабского населения. Исламские фундаменталисты сплошь и рядом поддерживали Ирак, а не правительства Кувейта и Саудовской Аравии, за спиной которых стоял Запад. [... ]

Второе. Синдром «братских стран» проявляется также в конфликтах на территории бывшего Советского Союза. Военные успехи армян в 1992—1993 гг. подтолкнули Турцию к усиленной поддержке родственного ей в религиозном, этническом и языковом отношении Азербайджана.?...]

Третье. Если посмотреть на войну в бывшей Югославии, то здесь западная общественность проявила симпатии и поддержку боснийских мусульман, а также ужас и отвращение к зверствам, творимым сербами.

В то же время ее относительно мало взволновали нападения на мусульман со стороны хорватов и расчленение Боснии и Герцеговины.

На ранних этапах распада Югославии необычные для нее дипломатическую инициативу и нажим проявила Германия, склонившая остальные 11 стран — членов ЕС последовать ее примеру и признать Словению и Хорватию. Стремясь укрепить позиции этих двух католических стран, Ватикан признал Словению и Хорватию еще до того, как это сделало Европейское сообщество. Европейскому примеру последовали США. Таким образом, ведущие страны европейской цивилизации сплотились для поддержки своих единоверцев. [...]

В 30-е гг. гражданская война в Испании вызвала вмешательство стран, бывших в политическом отношении фашистскими, коммунистическими и демократическими. Сегодня, в 90-х гг., конфликт в Югославии вызывает вмешательство стран, которые делятся на мусульманские, православные и западно-христианские. [...]

Конфликты и насилие возможны и между странами, принадлежащими к одной цивилизации, а также внутри этих стран. Но они, как правило, не столь интенсивны и всеобъемлющи, как конфликты между цивилизациями. Принадлежность к одной цивилизации снижает вероятность насилия в тех случаях, когда, не будь этого обстоятельства, до него бы непременно дошло дело. В 1991—1992 гг. многие были обеспокоены возможностью военного столкновения между Россией и Украиной из-за спорных территорий — в первую очередь Крыма, — а также Черноморского флота, ядерных арсеналов и экономических проблем. Но если принадлежность к одной цивилизации что-то значит, вероятность вооруженного конфликта между Россией и Украиной не очень велика. Это два славянских, по большей части православных народа, на протяжении столетий имевших тесные связи. [...]

До сих пор сплочение цивилизаций принимало ограниченные формы, но процесс развивается, и у него есть значительный потенциал на будущее. По мере продолжения конфликтов в Персидском заливе, на Кавказе и в Боснии, позиции разных стран и расхождения между ними все больше определялись цивилизационной принадлежностью. Политические деятели популистского толка, религиозные лидеры и средства массовой информации обрели в этом мощное орудие, обеспечивающее им поддержку широких масс населения и позволяющее оказывать давление на колеблющиеся правительства. В ближайшем будущем наибольшую угрозу перерастания в крупномасштабные войны будут нести в себе те локальные конфликты, которые, подобно конфликтам в Боснии и на Кавказе, завязались вдоль линий разлома между

цивилизациями. Следующая мировая война, если она разразится, будет войной между цивилизациями.

<< | >>
Источник: Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. Политология: хрестоматия Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин . — М.: Гардарики,2000. — 843 с.. 2000

Еще по теме Сплочение цивилизаций: синдром «братских стран»:

  1. 7.Обращение Венгерского революционного рабоче-крестьянского правительства к правительствам братских социалистических стран с просьбой об оказании материальной помощи для восстановления нормальной жизни в стране
  2. 3. Об информации руководства братских стран по польскому вопросу. Выписка из протокола №40 заседания политбюро ЦК КПСС
  3. Потенции трансформации стран дальневосточной цивилизации
  4. 60. Сплоченность трудового коллектива
  5. 8.2. Изучение сплоченности коллектива.
  6. Синдром конформиста.
  7. 9.4. ИЗУЧЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА (ПОКАЗАТЕЛИЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА)
  8. Раздел 1 ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  9. СИНДРОМ РОДИТЕЛЬСКОГО НЕОДОБРЕНИЯ
  10. Авторитарный синдром.
  11. Синдром
  12. Раздел 1ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.МЕСТО И РОЛЬ РОССИИВ СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  13. СИНДРОМ УЗКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
  14. Синдром гордых пони или падшей клячи
  15. Синдром изоляции: работа на дому может привести к одиночеству
  16. «Это странное, странное, странное желе»
  17. 4. Новые индустриальные страны. Какие страны туда входят?