<<
>>

Социал-демократические государства

В то время как государства развития прибегают к вмешательству в экономику для ускорения экономического прогресса, социал-демократические государства делают то же самое для более широкой перестройки социальных отношений, — как правило, под лозунгами равенства и социальной справедливости (social justice).

Так, в Австрии и Швеции государство всегда руководствовалось как приоритетами развития, так и социал-демократическими принципами. Тем не менее между двумя этими подходами порой возникают и противоречия. Как показал на примере Вели-кобритании Дэвид Марканд (David Marquand, 1988), хотя в первоначальный период после Второй мировой войны государство здесь довольно основательно эволюционировало в социал-демократическом направлении, оно не стало государством развития. Ключ к пониманию социал-демократического государства состоит в том, что в общественном сознании отдельных стран произошел сдвиг от «негативного» отношения к государству, при котором в нем видели не более чем необходимое зло, к «позитивному» отношению, где оно становится средством расширения свободы человека и утверждения справедливости.
В этом свете социал-демократическое государство вдруг стало идеалом как для либералов новейшего образца, так и для демократических социалистов.

Цель социал-демократического государства состоит не только и не столько в том, чтобы создать условия для хорошо упорядоченной общественной жизни, — оно само стремится участвовать в этой жизни, помогая обществу как-то справиться с негативными проявлениями рыночной экономики. Поэтому оно меньше ориентировано на материальные цели и больше на то, что считается равным или справедливым распределением. На практике речь идет об искоренении бедности и сокращении социаль-ного неравенства. Соответственно двумя китами социал-демократического государства являются кейнсианство и система социальной поддержки. Целью кейнсианской экономической политики всегда было управлять капитализмом таким образом, чтобы это обеспечивало экономический рост и полную занятость. Хотя все это не исключает каких-то элементов централизованного планирования, классическая кейн- сианская стратегия более всего полагается на управление спросом через фискальные инструменты, то есть общественные расходы и налогообложение. На этой основе и возникли так называемые государства всеобщего благоденствия, ориентированные на повышение уровня жизни своих граждан.

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Социал-демократические государства:

  1. 20. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ, КОММУНИСТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАХІХ В.
  2. 24 СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ, КОММУНИСТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛ- ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА XIX В
  3. 15.4. Социал-демократическая идеология
  4. Начало социал-демократического движения в России в 80—90-е гг. XIX в.
  5. 3. Из манифеста, принятого на объединенном собрании Коммунистической партии Чехословакии и Чехословацкой социал-демократической партии
  6. Россия является государством с демократическим политическим режимом
  7. 77. Социал-демократизм
  8. Появление социал-демократов.
  9. Социал-демократия
  10. Марксистская традиция и современная социал-демократия.
  11. § 11. Рабочее движение, социал-демократия и Коминтерн в межвоенный период
  12. 27. Демократический режим
  13. Демократическая парадигма.
  14. Демократический
  15. 1. Конституция Германской Демократической республики
  16. 50. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  17. Вопрос 33 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
  18. С. ХАНТИНГТОНБудущее демократического процесса: от экспансии к консолидации
  19. 17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы
  20. революционно-демократическая идеология