<<
>>

Реализм

Реалистская традиция, иногда называемая политическим реализмом, вполне может претендовать на звание старейшей теории международной политики. Ее зачатки можно видеть уже у Фукидида в его истории Пелопоннесской войны (431 до н.э.).

и у Сунь-Цзы в его классической работе о стратегии «Искусство войны», написанной в Китае приблизительно в то же время. Другие видные фигуры политического реализма — Макиавелли (см. с. 8) и Томас Гоббс (см. с. 374). Но господствующей парадигмой анализа реализм стал лишь в XX в. — после и вследствие двух мировых войн. В то время как идеализм делает акцент на этической стороне международных отношений, для реализма характерен другой акцент — силовая по-литика (power politics) государств, преследующих свои собственные интересы. Цен-тральным его положением есть то, что государство является главным актором на международной арене и, будучи суверенным, способно действовать не зависимым от кого бы то ни было образом; более того, с подъемом национализма и становлением современных наций-государств оно, государство, стало политическим сообществом, крепко связанным изнутри, и здесь все должно быть подчинено интересам нации.

Э.

Карр (Е.Н. Сагг, 1939) и Ганс Моргентау (Hans Morgenthaw, 1948) — одни из ведущих теоретиков реализма — особо едкой критике подвергли веру идеализма в интернационализм и естественную гармонию международных отношений. Карр, на-пример, доказывал, что в период между двумя мировыми войнами наивные надежды на международное право и коллективную безопасность как раз и помешали политикам по обе стороны Атлантики осознать опасность германского экспансионизма и остановить его. Поскольку в мире нет власти более высокой, чем власть суверенного государства, подчеркивают реалисты, международная политика осуществляется по «законам природы», то есть анархии, но никак не гармонии; анархичность же международной системы заключается в том, что каждое государство, предоставленное самому себе, думает лишь о собственных национальных интересах, прежде всего о собственном выживании и защите своих территориальных границ.

По этим основаниям реалисты и делают столь сильный акцент на роль силы в международных отношениях, силу же понимают по большей части в военных категориях.

Международная анархия, однако, для них ни в коем случае не означает перманентного конфликта и вечной войны — они настаивают лишь на том, что и

I конфликт и сотрудничество внутри системы го-

Политика силы — подход к политике, г

основанный на том допущении, что сударств в большинстве случаев подчиняются ло- стремление к власти от природы прису- Г1*ке существующего на данный момент баланса ще человеку; иногда термин употребля- сил (balance of power) в мире. Далее, преследуя ется дескриптивно — в нейтральном интересы национальной безопасности, государ- смысле. СТва вступают в союзы, и, если между такими

Баланс сил — модель взаимодействия союзами складывается равновесие сил, это и между государствами, в которой возмож- обеспечивает мир и международную безопасности взаимной агрессии и экспансии ог- ность на то или иное время. Нельзя, однако, раничены столь радикально, что стано- забывать 0 ДИНамике международных систем: вятся «практически» невозможными и нецелесообразными. КОгДа равновесие сил нарушается, высока вероятность войны.

При этом реалисты отнюдь не считают, ж к понятийному аппарату

что внутри международного порядка и в самом деле действуют какие-то «законы при- суверенитет в самом общем смысле есть роды», — это не так, ибо власть, богатство и понятие, выражающее идею абсолютной и ресурсы в мире распределены между государ- неограниченной власти государства в пре- ствами неравномерно. Главным участникам Делах собственных границ. Следует, одна-

ЭТОЙ системы отведена роль великих держав к0' Различать правовой и политический су, ч , „ веренитет, а также внешнии и внутренний (great power) (в ГОДЫ «холодной воины» ИХ его аспекты. Правовой суверенитет относит- называли сверхдержавами). Вообще же име- ся к высшей законодательной власти госу- ет место иерархия государств, накладываю- дарства — его безоговорочному праву тре- щая на международную систему какой-то по- бовать от граждан исполнения законов, рядок, поскольку великие державы так или Политический суверенитет относится к нео-

граниченнои политической власти государ- иначе контролируют подчиненны* им госу- сртва _ его способности, обладая М0ну0п^

дарства через торговые блоки, «сферы влия- лией на применение принудительных ния», а то и прямую колонизацию.

В годы средств, обеспечивать гражданское повино- «холодной войны» все это привело к станов- вение. Внутренняя сторона суверенитета лению биполярного мирового порядка, где со- отражает идею высшей власти в государстве, исходящей от его высших властных перничество между американским и совете- ' м щ

t- t- ^ органов, решения которых обязательны к

КИМ силовыми блоками охватило собой едва исполнению для всех граждан, групп и ин- ли не весь земной шар. Реалисты здесь легко ститутов в пределах территориальных гра- доказали бы, ЧТО именно биполярность бла- ниц государства. Внешняя сторона сувере- гоприятствовала сохранению мира, посколь- нитета относится к месту и положению гоку эскалация военных расходов уже в 1960-х сударства в международном порядке - к его

способности действовать здесь как незави- годах, когда сложилась ситуация взаимного симая сила

гарантированного уничтожения, обернулась

надежной системой ядерного сдерживания.

Стабильная иерархия, имеющая своей основой общепризнанные правила игры, по их мнению, и не дала развязаться анархии.

В продолжение 1980-х годов под влиянием Уолца (Waltz, 1979) и других теоретиков получил развитие неореализм (иногда также называемый «новым», или структурным, реализмом). Оставаясь все на тех же позициях признания за силой решающего значения в международных отношениях, сторонники этого направления объясняют мировые процессы не столько целями и декларациями государств, сколько

структурными факторами международной сис-

темы Великая держава — государство, за-

Реализм и неореализм, однако, не обошлись ^р—^дХ.-ГтуГоТрГ

без самой жесткой критики в свои адрес. Глав- ЮщИЙСя в возможностях ее влияния на

ной претензией к ним было то, что отрывая по- менее сильные государства.

литику от этики, эти доктрины тем самым по

J 1 Неореализм — взгляд на международ-

существу оправдывают как эскалацию военной ные отношения, существенно корректи-

напряженности, так и гегемонистские устрем- рующий модель силовой политики, ак-

ления великих держав.

Критики полагают так- центирующий момент структурных огра-

же, что в свое время силовая политика не столько ничений в международной системе, т.е.

обеспечила мир, сколько поставила планету на указывающий на те Факт°Ры и обстоя" u , тельства, которые объективно ограничи-

грань ядерной катастрофы. Критика реализма вают свободу действий для участников

явилась и со стороны феминистской теории, сто- международной системы.

ящей на том, что стремление государств к влас-

ти, равно как и их одержимость вопросами национальной безопасности и военной мощи, отражают социальное господство мужчин-политиков, чья природа как раз и сводится к агрессии и соревновательности. С эмпирической стороны построения реализма обнаружили и ту свою слабость, что, концентрируясь на государстве как доминирующем акторе мировой политики, они не замечают плюралистических тенденций, формирующих международную среду с конца XX в. В этой ситуации классический реализм окончательно уступил свое место некоему «новому реализму».

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Реализм:

  1. Социологический реализм и номинализм
  2. Социологический реализм.
  3. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма
  4. 22.2. Понятие и критерии международных отношений с позиции политического реализма
  5. Литература.
  6. Плюрализм
  7. Литература.
  8. 2. Основные теоретические концепции международных отношений. Геополитика
  9. «Социологизм» как социальная теория
  10. 3. Теоретические концепции мировой политики и международных отношений в политической науке 50-60-х годов.
  11. 22.3. Либеральная и неолиберальная парадигмы в теории международных отношений
  12. 2. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
  13. Изобразительное искусство.
  14. Политика и рациональность
  15. План занятия
  16. Литература.
  17. Театр.