<<
>>

Развитие политической мысли в древности и Античности

Становление и развитие политической мысли начинается с возникновения политической власти и государства. С II и I тысячелетий до н. э. дошли до нас памятники законотворчества. На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер.
Собственно политическая терминология отсутствовала.

В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху Античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое развивалось с древности до появления современной политической науки, можно назвать протополитикой. Протополитика - это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки.

Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе - с греческой философией. Проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму справедливости, добра, общего блага. Главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления.

Самого термина «государство» еще не было. У греков использовалось слово «полис» - город- государство гражданской общины. Применялись такие термины, как: «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания».

Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Платон и Аристотель анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления, стремились найти лучшую из них. Платон высказывал идеи о правлении знающих - философов, о профессиональном характере политической деятельности. Аристотелю принадлежит идея естественного происхождения государства, обоснование смешанной формы правления - политии.

Аристотель выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.

Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей. В Древнем Риме на политическое знание оказывало большое воздействие Римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости. Особая роль в разработке политико-правовых концепций принадлежит Марку Тулию Цицерону (106-43 гг. до н.э.). В государстве Цицерон видел «дело народное» - res publica, воплощение общего интереса, справедливости и права. Принцип номократии - верховенства закона, которому подчиняются и граждане и государство, Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан. Наиболее эффективной формой правления им признавалась смешанная форма, соединяющая в себе царскую власть, аристократию и власть народа - демократию.

В Античности в рамках философского знания развивались политические теории, изучавшие сущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, знающие. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной форме правления.

<< | >>
Источник: Под редакцией проф. С.В. Решетникова. Политология.Учебник для вузов. 2011

Еще по теме Развитие политической мысли в древности и Античности:

  1. 1. Особенности развития русской политической мысли.
  2. 1. Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв.
  3. 37. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  4. 78. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НАЧАЛЕ XIX В
  5. Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  6. 2. Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX – начала ХХ вв.
  7. 1. Политическая мысль классической древности.
  8. 3.1. Парадигмы истории политической мысли
  9. 4.6. Революционный радикализм в русской политической мысли
  10. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  11. 5. ХОД ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ, СЛОЖИВШИХСЯ В РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ