<<
>>

"БОЛЬШИЕ ИДЕИ" В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Судьба каждой истины сначала быть осме-

янной, а потом уже признанной.

А.Швейцер

Сегодня все политические силы России включились в погоню за

"Большой государственной идеей".

С одной стороны, в этом находит

свое выражение реакция общества на цинизм и бездуховность полити-

ков, пренебрегающих не только национальной традицией, но и всякими

идеалами вообще. С другой - растерянность правящей элиты, проявив-

шей полную неспособность внятно сформулировать ответ на основной

вопрос государственной политики: в чем состоят национальные интере-

сы России и какой стратегии требует их защита внутри страны и на

мировой арене.

Следует с самого начала развеять одно недоразумение, связанное с

привычкой власти "заказывать идеологию". Идеологии не рождаются в

кабинетах, они - продукт "плазменных" энергий человеческого духа,

пробуждающегося в ответ на грозные вызовы истории. "Большая идея" -

это всегда ответ осажденного роковыми силами, но не сломленного

субъекта, сохранившего ориентацию на идеал.

Она появляется тогда,

когда наличные материальные ресурсы иссякли и люди ищут опору в

ресурсах духовных - там, где действительно заключен источник всех

чудес и парадоксов человеческой истории.

Власть предержащие - заказчики на "Большую идею" не подозревают,

с какими энергиями им в самом деле предстоит столкнуться. "Большая

идея" - это ответ человеческого духа на условия и обстоятельства, ос-

корбляющие наши чувства высшей правды и высшей справедливости.

Отсюда нам и открываются будущие стороны "Большой идеи".

Сегодня номенклатурно-мафиозная приватизация вконец обездолила

народ и породила устрашающую социальную поляризацию, пожалуй, не

имеющую прецедентов во всей новейшей истории.

Она бросает неви-

данный вызов нашему чувству социальной справедливости. Поэтому

одной из слагаемых "Большой идеи", способной пробудить массовую

энергию и сформировать яркие политические характеры, является новая

идея социальной справедливости. С одной стороны, она будет связана с

традиционным принципом социальной защищенности слабых и обездо-

ленных, с другой - с демократическими принципами "честной игры" -

настоящей соревновательности в различных областях деятельности, и в

первую очередь в хозяйственной, беззастенчиво монополизированной

вчерашней номенклатурой.

Вторым слагаемым грядущей "Большой идеи" будет, несомненно,

реакция на предельную нравственную распущенность, всячески поощ-

ряемую силами современного нигилизма. Эти силы сегодня представля-

ют не столько "эстетику нигилизма", явленную нам в свое время футу-

ристическим авангардом начала XX в., сколько прагматику нигилизма,

насаждающую вседозволенность в своих корыстных целях - для того,

чтобы вконец обезоружить общество перед беззастенчивыми растлите-

лями, расхитителями и погромщиками. Поэтому весьма вероятно (опыт

неоконсервативной волны на Западе, в частности, об этом свидетельст-

вует), что ответом на волну нигилизма станет социокультурный консер-

ватизм - своего рода фундаменталистская реакция "морального боль-

шинства", опирающегося на традицию и религию.

Учтем, наконец, что со времен смуты XV-XVI вв. российское обще-

ство еще никогда не сталкивалось с таким разгулом компрадорских сил,

торгующих национальными интересами. Они с небывалой откровенно-

стью бросают вызов нашему патриотическому чувству. Поэтому третьей

составляющей российской "Большой идеи", несомненно, будет высокий

патриотизм, без которого сегодня Россию не отстоять.

Все эти идеи отвечают на насущные национальные запросы России.

Этого, пожалуй, было бы довольно, если бы наша страна представляла

обычное национальное государство.

Но она представляет собой еще и

самобытный культурно-исторический тип, или особую евразийскую ци-

вилизацию, вобравшую и творчески синтезировавшую импульсы Севера

и Юга, Востока и Запада. Всякая великая цивилизация формулирует (в

религиозной или пострелигиозной форме) свою "Большую идею", кото-

рую она предлагает человечеству. Так складывается разнообразие прин-

ципов жизнестроения, без которого человечество не имело бы в запасе

необходимого ему набора альтернатив.

Важно понять, что цивилизация - это не только великое культурное

наследие. Наследие становится великим тогда, когда "конвертируется" в

проект будущего, чаемый миллионами. Сегодня в мире решается во-

прос, касающийся характера постиндустриальной эпохи. Станет ли она

простым продолжением индустриальной (только на более рафинирован-

ной технологической основе) или ознаменуется поворотом гуманитарно-

го типа, касающегося не столько средств производства, сколько самих

наших ценностей, смыслов жизни, приоритетов и идеалов?

Запад в целом стоит за первый вариант: постиндустриальное обще-

ство как цивилизация высоких технологий, обслуживающих все возрас-

тающие потребительские притязания. В последнее время появилась,

правда, многозначительная оговорка относительно того, что ресурсов

планеты не хватит для превращения западного образа жизни в универ-

сальный, общепланетарный. Отсюда вытекает дилемма, касающаяся пу-

тей преобразования самой .структуры современного мира. Либо мир

должен быть преобразован геополитически так, чтобы незападное

большинство беспрепятственно предложило свои ресурсы Западу и по-

зволило тем самым продлить существование этой потребительской ци-

вилизации до того времени, пока она изобретет новый, более справед-

ливый проект для всего человечества. Именно в этом геополитическом

ключе может быть понят современный переход от биполярного мира к

моноцентристскому, управляемому одной сверхдержавой.

Либо миру предстоит тотальное преобразование ценностного типа,

включая новые принципы жизнестроения, открывающие долговремен-

ную перспективу для всех, а не для одних только потребительских об-

ществ Запада. Это путь духовной реформации, призванной покончить с

"моралью успеха" и постепенно сформировать другую мораль, другие

принципы жизнестроения. Эти принципы иногда называют коэволюци-

онными. Во взаимоотношениях между природой и цивилизацией они

предполагают такой обмен информацией, когда не только природа отве-

чает на запросы цивилизации, но цивилизация корректирует свое пове-

дение в соответствии с запросами природной среды, с императивами

космической гармонии. Во взаимоотношениях между различными зем-

ными цивилизациями предполагается примерно то же самое: переход от

монологизма и гегемонизма, отражающих претензии на "глобальную

ответственность" лишь одной из цивилизаций, к полифонии, в рамках

которой многообразие культур выступает как важный ресурс человече-

ства, повышающий его способность отвечать на неожиданные вызовы

истории.

"Большая идея" российской цивилизации непременно должна вклю-

чать свой альтернативный проект постиндустриального будущего, при-

званный покончить с экологическим и нравственным нигилизмом техно-

потребительских обществ. Следует отметить, что история всегда содер-

жит альтернативные способы артикуляции "Больших идей". Ответ бу-

дущего на запросы настоящего не является заранее предопределенным.

Он включает варианты, которые на уровне человеческой субъективно-

сти получают форму "проектов". Некоторые из этих проектов мы и

рассмотрим ниже.

Сразу же оговоримся: ниже представленные идеи, или проекты, не

являются взаимосогласованными; во многом они прямо друг другу про-

тиворечат. Таковы законы существования "Больших идей": им противо-

показана эклектическая всеядность. Идея должна воодушевлять, а для

этого включать принципы, которыми не поступаются. И только вооду-

шевляющая идея способна организовать мозаику массового поведения в

достаточно четкий образ. Альтернативные идеи означают альтернатив-

ные сценарии развития. В чистом виде они всегда кажутся крайностями,

но только в таких крайностях наука постигает социальную реальность,

выстраиваемую не только в логике причин, но и в логике ценностей.

<< | >>
Источник: А. С. Панарин. Политология. Учебник.— М: «Проспект»,.— 408 с.. 1997

Еще по теме "БОЛЬШИЕ ИДЕИ" В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ:

  1. Раздел IX. "БОЛЬШИЕ ИДЕИ" В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ
  2. Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ "ГРЕКО-ПРАВОСЛАВНОЙ ИДЕИ"
  3. 1.4.8. Определение понятий "капитальный ремонт" и "реконструкция"
  4. 15.3. ПАРИТЕТ ОПЦИОНОВ "ПУТ" И "КОЛЛ"
  5. 1.4. "Надомники": кровавые "подвиги" гомосексуалистов
  6. 4.5.3. Порядок перехода с "оплаты" на "отгрузку"
  7. Глава 3. МОЖНО ЛИ ВОЗРОДИТЬ ИДЕЮ «ТРЕТЬЕГО РИМА"? КОНЕЦ КОНЦЕПЦИИ "ОБЩЕГО ДОМА"
  8. Налоговый учет при смене объекта налогообложения Переход с объекта "доходы минус расходы" на объект "доходы"
  9. 2.3.5. Приложение N 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения"
  10. 5.4. "Российский проект" в геоэкономике
  11. Пример банковского WWW-сервера в России (Сервер банка "Российский Кредит")
  12. Заполнение раздела 3 "Сведения, необходимые для применения налогоплательщиками налоговой льготы, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации" Декларации и раздела 3.1 "Расчет соответствия условий на право применения налоговых льгот, установленных абзацами вторым и третьим подпункта 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации" Декларации
  13. 3.2.2. Законопроект "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения
  14. 3.2.1. Законопроект "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков"
  15. Переход с объекта "доходы" на объект "доходы минус расходы"
  16. Раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации"