<<
>>

§ 3. Проблемы отчуждения в науке и в жизни

101

§ 3. Проблемы отчуждения в науке и в жизни

Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государстве наиболее близко к проблеме преодоления политического отчуждения.

Как известно, государство является силой, порожденной обществом, но ставящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него. Сущность государства составляет выделившийся из общества особый разряд людей, управляющих другими людьми и в этих целях владеющих аппаратом принуждения .

Под политическим отчуждением понимается процесс и результат превращения государства, возникшего в результате человеческой дея-тельности, в нечто независимое от общества, чуждое обществу и гос подствующее над ним. Политическое отчуждение имеет различные формы и степени, вплоть до превращения «относительной самостоя тельности» государства (при определенных состояниях общества) в самостоятельность абсолютную.

Проблема политического отчуждения как таковая была сфор мулирована в трудах Руссо и Гегеля. Однако стремление практи чески преодолеть политическое отчуждение было свойственно ряду передовых политических мыслителей еще на ранних этапах ис тории.

Если защита общества — постоянная задача государства, то и об щество стремилось защититься от чрезмерной самостоятельности го сударства. Это стремление имело разные формы и степени выра жения.

Наиболее радикальной мечтой о преодолении политического от-чуждения стала идея отмирания, отмены, уничтожения государства, замены его общественным самоуправлением, содержащаяся в ряде коммунистических и социалистических теорий (Дешан, Марешаль, Сен-Симон, Оуэн, Фурье, Прудон, Маркс, Энгельс, Бакунин, Кропот кин и др.), а также в некоторых теоретических концепциях (ряд хрис тианских и других религиозных ересей и сект).

Значительно шире распространены демократические теории под чинения государства народу. В этих теориях обосновываются различ ные формы самоуправления, непосредственная и представительная демократия, выборность и ответственность должностных лиц, широ кое осуществление нрав и свобод личности.

Главное требование демо кратических теорий — подчинение государственной власти обществу, выработка и осуществление политики непосредственно народом через зависимых от него должностных лиц. Демократические теории воз никли еще в Древнем мире; особенное развитие они получили в Новое и Новейшее время.

Рядом с демократическими теориями и нередко в сочетании с ними развивались идеи подчинения государства праву. Суть этих идей состояла в том, что людьми должно управлять не государство, а

равный для всех закон. Политическое отчуждение в таких теориях преодолевалось лишь частично, поскольку государство оставалось внешней для общества силой, хотя и подчиненной закону. В процессе, развития идей подчинения государства праву возникли либеральные теории, поставившие проблему прав человека, не зависящих от госу дарственной власти, а также разработавшие систему гарантий, защи щающих эти права и общество в целом от произвольных действий государства.

Идея общественного порядка, основанного более на законе, чем на распоряжениях должностных лиц и решениях государственных органов, также возникла еще в Древнем мире. Проблемы прав чело века и законности получили большое развитие в период антифео дальных революций. В XX в. идеи прав человека получили всеоб щее признание и нашли воплощение в международных пактах о правах .

Наконец, особой модификацией идеи преодоления политическо го отчуждения являются планы и проекты использования автори тарной власти в интересах народа. Сама эта власть не всегда и не обязательно рассматривается как демократическая или подзаконная, но ее деятельность определяется целью: «благо народа — высший закон».

Изложенные разновидности решения проблемы преодоления по литического отчуждения основывались более всего на представляю щем общечеловеческую ценность принципе: «не человек для государ ства, а государство для человека».

Иллюзорной формой преодоления политического отчуждения были гегелевские идеи «примирения с действительностью», призна ния государства «действительностью нравственной идеи» , а также идеи некоторых славянофилов .

Ложной формой преодоления по литического отчуждения являются демагогические декларации дик-

таторов и олигархов об «общем благе», «демократии» и «законнос ти», практически попранных тоталитарными и деспотическими режимами.

Идеями и теориями, оправдывающими политическое отчуждение, были и остаются те, которые стремятся обосновать ничтожность лич ности и народа перед государством, неограниченность государствен ной власти, необязательность для нее элементарных норм нравствен ности, отрыв политики от морали, пытаются идеализировать автори тарное, деспотическое, тоталитарное государство. Оправданием политического отчуждения занимаются не только доктрины, отри цающие права человека, но и те, которые видят в праве только лишь «приказ власти». *

Связь времен в истории политических и правовых учений более всего основана на возрастании значения в политико-правовых доктри нах гуманистических начал. В идеологической борьбе сословий, клас сов, партий, обусловливающей развитие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противо положных направления: одно стремится преодолеть политическое от чуждение, другое пытается его увековечить.

<< | >>
Источник: М.Н. Марченко. Политология. 2003

Еще по теме § 3. Проблемы отчуждения в науке и в жизни:

  1. § 2. Проблема общностей в социальной науке
  2. 2. Основные решения проблемы мотивации трудав зарубежной науке
  3. 4. ПРОБЛЕМЫ ХРОНОЛОГИИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
  4. 2. ДИСКУССИОННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ О ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ
  5. 1. К. Маркс об отчуждении
  6. § 1. Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы
  7. Отчуждение
  8. ДОРОГОЙ ДРУГ! И ЕЩЁ РАЗ О САМОМ ГЛАВНОМ — О ВАШЕЙ ЖИЗНИ, О ЖИЗНИ ВАШИХ БЛИЗКИХ И РОДНЫХ!
  9. 49 СТИЛЬ ЖИЗНИ. ПСИХОГРАФИКА КАК МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ СТИЛЯ ЖИЗНИ
  10. 91. Преторские деликты: угроза (metus), злой умысел (dolus malus), обманное отчуждение имущества (fraus creditorum), совращение раба (serws corwptus)
  11. 1.2. «Бихевиоральная революция» в политической науке
  12. 2.1. Развитие идей пространства в экономической науке
  13. 2.6. Методология сравнительных исследований в политической науке