<<
>>

§ 6. Принцип свободы мысли, совести, религии и убеждений


Тот или иной вид связи политической и религиозной властей, го сударства и религиозных организаций обусловливал своеобразие по становки вопроса о свободе в аспекте религиозных отношений. Пони мание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием.
В условиях соединения государственной и церковной власти, подчи нения церкви государству (цезарепапизм) или государства церкви (папацезаризм) возникали идеи независимости церкви от государства, невмешательства государственной власти в религиозные дела или же независимости государства от церкви. Господство какого-то религиоз ного направления и стеснение инаковерия обусловливало оформле ние идей веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиоз ной совести. Складывавшийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых госу дарств формулировалось (и юридически оформлялось) равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Развитие парадигм мышления, науки, других областей культуры и связанное с ним расширение процесса секуляризации способствовали появлению представлений о свободе мысли, совести, осознанию права не только на исповедание, но и на неисповедение религии, утвержде нию светского государственного образования.

В XX в. в международных правовых документах (Всеобщая декла рация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; За-ключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., Парижская хартия для новой Европы от 21 ноября 1990 г. и др.) был сформулирован принцип свободы мысли, совести, религии и убеждений, выражающий одно из фундаменталь ных прав человека в духовной области. Эти и другие права человека вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и явля ются существенными для ее свободного и полного развития.
Свобода мысли включает право на инакомыслие, предполагает сво боду научных исследований, дискуссий и творческой деятельности, право каждого на образование, на участие в культурной жизни, поль-зование результатами культурного, в том числе и научного прогресса.
Свобода совести означает возможность личности (объективную и субъективную) самостоятельно совершать мировоззренческий выбор в пользу религиозного или нерелигиозного мировоззрения в разных их видах, формировать мотивы соответствующего действия и опреде лять сами действия, проявлять толерантность к иным образам мысли, взглядам, убеждениям и готовность к консенсусу. До определенного возраста (пока не сформировалось сознание и самосознание) человек (ребенок) не имеет и не может иметь такой свободы. Нельзя говорить о реализации свободы совести, если человек принимает или меняет воззрения под влиянием внушения, гипноза (например, во время про-поведнических шоу на стадионах). И, конечно, свобода совести попи рается, когда человек подвергается принуждению к принятию каких- то воззрений или отказу от них.
Свобода религии — это свобода иметь или принимать любую рели гию по своему выбору и исповедовать свою религию как единолично, так и сообща с другими, публично или частным порядком, в учении, богослужении, в отправлении культа, выполнении религиозных об рядов.
Свобода убеждений включает свободу придерживаться своих убеж дений, как религиозных, так и нерелигиозных, беспрепятственно вы ражать их, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискри минации на равную защиту закона. Права и свободы обеспечиваются без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, националь ного и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В тех странах, где существуют этнические, религи-
озные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком. Родителям предоставляется свобода обеспечивать религиоз ное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Всякое выступление в пользу нацио нальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Свобода исповедовать религию или убежде ния подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необхо-димым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
<< | >>
Источник: М.Н. Марченко. Политология. 2003

Еще по теме § 6. Принцип свободы мысли, совести, религии и убеждений:

  1. 2. Религия, атеизм и свобода совести.
  2. 2. Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX – начала ХХ вв.
  3. VI Эклектические теории ответственности. — Относительная свобода воли (ограниченная свобода — идеальная свобода — практическая свобода — противодействующий мотив — индивидуальный фактор). — Свобода разума. — Волеопределяемость. — Устрашимость. — Нормальность. — Индивидуальное тождество и социальное сходство. — Состояние преступности. — Заключение.Две конечных проблемы: а) форма социальной санкции; б) критерий социальной санкции. — Меры превентивные, меры вознаграждения, меры репрессивные, меры и
  4. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина
  5. Принцип свободы выбора.
  6. Принцип свободы выбора формы расчетов.
  7. Принцип свободы распоряжения денежными средствами.
  8. Совесть
  9. Убеждения и знания
  10. Постулат классической школы, опровергнутый позитивной физиопсихологией и во всяком случае представляющийся спорным с точки зрения теории и опасным при практическом применении. — Отрицание свободы воли. — Компромиссы эклектиков по вопросу о нравственной свободе.
  11. Убеждения и отношения.
  12. Религия и конфликт: от К. Маркса - к современнымконфликтологическим теориям религии
  13. § 5. Политико-правовой статус личности. Политическая свобода личности и ее политические права и свободы
  14. Убеждение
  15. Кто оказывает влияние? (Что такое убеждение?)
  16. Как создать гипнотическое убеждение?