<<
>>

§ 1. Правовая и политическая культура

Право и правовая культура частично совпадают и тесно взаимо связаны с политикой и политической культурой. Правовая культура складывается из существующих в данном обществе отношений к праву, правовым учреждениям и институтам и лицам юридических профессий; оценок их функционирования и деятельности; правовых ценностей; норм и образцов правового поведения.
И в правовой, и в политической культуре различаются когнитивные, эмоционально- оценочные и поведенческие ориентации (компоненты). Речь идет о: знании права и политики, умении понимать и использовать правовые и политические нормы и институты; ориентациях на правовую и по литическую системы, которые воплощают степень гражданственности и лояльности к этим системам и к их составляющим, и на себя как на полноправного или подчиненного (зависимого) участника правовых и политических процессов; эмоциональном отношении к правовым и
политическим явлениям, оценках внутренней и внешней политики го сударства, работы правовых учреждений и возможностей защитить свои права и свободы, отстоять свои интересы с помощью судебно- правовых процедур, которые в совокупности выражаются в доверии или недоверни, поддержке или оппозиции к государству и политичес кому режиму, правовым и политическим институтам; распростране нии в обществе образцов законопослушного или правонарушающего поведения, политически активного или пассивного поведения.
Близость политической и правовой культуры особенно очевидна при обращении к нормативной стороне каждой из них. Эту сторону можно рассматривать в контексте реализации нормативной функции культуры в целом, вызванной необходимостью для общества поддер живать в нем равновесие, устойчивость, сплоченность его членов, межгрупповые и межличностные взаимоотношения, осуществлять ко ординацию различных видов человеческой деятельности, разрешать конфликты и т.д. Нормы являются моделями должного поведения, со держащими предписания и ограничения, принуждения и запреты, одобрения и порицания различных стандартов поведения.
Близость политических н правовых норм проявляется в том, что целый ряд из них является одновременно и теми, и другими. Таковы, например, конституционные нормы, определяющие основы институцио нальной и нормативной подсистем, политические права и свободы граж дан, принципы формирования и взаимоотношений трех ветвей власти . Особое значение в демократическом обществе имеют нормы конститу ционного права, имеющие одновременно политический характер, кото рые регулируют организацию и проведение выборов и избирательных кампаний. В самом общем виде к числу политических можно отнести те нормы, в том числе правовые, которые регулируют поведение и отноше ния по приобретению, использованию и перераспределению политичес кой власти, относящиеся к процессу политико-государственного управ ления, борьбе и выражению расходящихся интересов различных слоев и групп, управлению и разрешению конфликтов в обществе. Нормы же права, регулирующие организационно-технические и процессуальные вопросы и не связанные напрямую с политико-государственным управ лением, с властно-политическим соперничеством, борьбой и конфликта ми, не носят непосредственно политического характера.
Оценивая соотношение «чисто» правовых и политико-правовых норм, роль правовых норм в функционировании и развитии полити-
ческих систем современности, следует подчеркнуть, что преобладаю щей тенденцией является заметная политизация норм права , расши рение сферы правового воздействия на политическую систему и воз растание в целом роли права в мире.
Внешне это выражается в увели чении объема норм как национального, так и международного права, распространении правового регулирования на новые сферы жизни об щества. Частично экспансия права вызвана необходимостью строго нормативного регулирования новых приобретших глобальный харак тер проблем, которые вошли в нашу жизнь вместе с научно-техничес кой революцией: загрязнение окружающей среды, истощение сырье вых и энергетических ресурсов, использование ядерной энергии, освоение космоса, дна морей и океанов и т.д. Частично она предопре деляется трансформацией в последнее десятилетие всей системы меж-дународных отношений, установлением нового мирового порядка. С распадом бывших социалистических стран произошла глобализа ция западных моделей демократии и рыночной экономики с неотъем лемо присущими им идеями господства права и правового государст ва, с распространением международно-правовых стандартов прав и свобод человека.
Отмечая это, необходимо одновременно подчеркнуть ограничен ность правового регулирования сферы политики в силу ряда причин. Первая из них обусловлена принципиальной невозможностью стан дартизировать с помощью юридических норм все громадное быстро меняющееся и крайне противоречивое многообразие политико-власт ных процессов и отношений в обществе.
Вторая вызвана продуктивностью существования и в сфере полити ки области усмотрения, переговоров и соглашений индивидуальных и коллективных ее участников. Здесь, кстати, проявляется роль правовой культуры, ее традиций, которые заметно влияют на соотношение поли тико-правового и «чисто» политического нормативного регулирования. Например, в большинстве мусульманских стран заимствование европей-ского права заметно ограничивается существующими в этих странах глу бокими традициями неюридического нормативного регулирования, от сутствием резких различий между религиозной, политической и право вой сферами. Это, в частности, выражается в том, что в конституциях
ряда мусульманских стран ислам провозглашается государственной религией, а шариат — основным источником законодательства.
Третья причина вытекает из особой роли руководящих (правя щих) слоев и групп (элит) в политической системе. Они могут зани мать различные позиции в отношении регламентации и контроля своей деятельности со стороны норм права и в той или иной степени определять их границы.
Сказанное частично объясняет потребность каждой политической системы в обширном своде политических неюридических норм. Дея тельность, прежде всего внутренняя, политических партий и общест венных организаций, многие процедуры политических кампаний, выдвижение на политические посты и политическая карьера лиц с определенными демографическими, национальными, конфессиональ ными, партийными и другими качествами, взаимоотношения полити-ческих элит и лидеров определяются в значительной степени поли тическими (писаными, а чаще всего неписаными) неюридическими нормами. Роль таких политических норм особенно велика в фашист ских и социалистических системах, в которых уставы и программы единственных партий подменяли конституции и другие законы.
Правовая и политическая культура любого общества не является абсолютно гомогенной. Даже в традиционалистских обществах поли тическая культура делится по меньшей мере на субкультуры элит (арестократии) и народных масс, а в поликонфессиональных и в поли этнических странах возникают и существуют конфессиональные и эт нические субкультуры. Вместе с тем существуют общества с более го могенной и более гетерогенной политической и правовой культурой. К первому типу тяготеют небольшие по численности населения и тер ритории однонациональные и стабильные страны, такие как, напри мер, скандинавские страны или Голландия. По мере дифференцирова ния и усложнения общества складываются политические и правовые субкультуры различных социальных групп и общностей, территори ально-региональные субкультуры.
Следует подчеркнуть, что правовая и политическая культура любой страны не является простой суммой названных субкультур. Она есть ди намическая и относительно устойчивая результирующая взаимодейст вия этих субкультур, а также правовых и политических культур отдель-ных лиц с их особенностями психического склада, темперамента, интел лектуальных способностей и другими индивидуальными свойствами, придающими правовой и политической культуре личности черты непо вторимости и уникальности. Правовая и политическая культура индиви да является своеобразным политико-правовым экраном, через который он воспринимает окружающий его мир и происходящие в нем события.

Она есть его шкала измерения и оценок политико-правовых институ тов и процессов, деятельности политиков, должностных лиц, государ ственных служащих, судей и работников правоохранительных орга нов, поведения других граждан. Эта культура закрепляет в сознании индивида политические и правовые символы и критерии добра и зла, легального и нелегального (законного и незаконного), предоставляет ему образцы поведения в различных ситуациях.
В любой политической системе особое место принадлежит правовой и политической культуре правящих слоев, групп и лидеров. Степень автономии этих элит и лидеров от населения находится в обратной зави симости от уровня развития демократии, открытости элит. Роль элит и лидеров, их правовой и политической культуры заметно возрастает в ав торитарных политических режимах, а также в период глубоких транс формаций обществ, происходящих в них кризисов, потрясений, войн и революций. Своей спецификой и немалым влиянием на функциониро вание политической системы, на политико-государственное управление обладает правовая и политическая культура служащих госаппарата, работников правоохранительных и правоприменительных органов, особенно милиции, прокуратуры и судов. От этих видов культуры су щественно зависят стиль работы госслужащих, работников этих орга нов, мера соблюдения и выполнения ими законов, степень их отзыв-чивости к потребностям, обращениям и требованиям граждан и, в ко нечном итоге, состояние законности и демократии в стране.
Говоря о переплетении правовой и политической культуры, со вместной их области, не следует забывать и о различиях между ними. Так, например, в основе разных типов европейской правовой культу ры находится исторически возникшее в Древнем Риме право, разде-лившееся затем в процессе дальнейшей эволюции на романо-герман- скую (или континентальную) систему, в которой нормы права рассматриваются как закрепленные преимущественно в законах (при-нятых обычно представительным органом государственной влас ти) правила поведения граждан и юридических лиц, и англосаксон скую систему (систему общего права), которое было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами. И сегодня в этих странах (в Великобритании, Австралии, США, Канаде, и в др.) реше ния судов (прецеденты) служат если и не основным, то таким же ис точником права, как и принятые парламентами законы.
Вышеупомянутое мусульманское право, как и каноническое право христиан и иудаистов, рассматриваются как право общины верующих, исповедующих соответствующую религию. Это не столько право, сколько основанная на одной из названных религий сумма норм, регу лирующих отношения между людьми.
Социокультурным своеобразием отличаются и правовые системы африканских государств: неразделенной производственной и духов ной деятельностью — в отличие от конфронтации этих начал в стра нах Запада; доминированием межличностных отношений по религи озным, этническим, общинным, клановым и кастовым признакам — в противоположность господствующим в западных странах обезличен ным, вещным отношениям; устойчивостью солидаристских ценностей и мифологичностью сознания, прямо противоположных индивидуа лизму и светскости (в целом) мышления и сознания, рационализации знания в западных государствах .
Вплоть до конца 80-х — начала 90-х годов XX в. существовала воз никшая в России после революции 1917 г. социалистическая правовая система. Сохранив внешне большую часть терминологии и юридичес кой техники романо-германской системы права, она была провозгла шена как отрицание «буржуазного права», как совокупность норм, вы ражающих интересы пролетариата (рабочего класса) и призванных создать условия для отмирания государства и самого права. Подобно тому как экономика, да и общество в целом, были подчинены государ ству и стоящему за ним партийно-бюрократическому аппарату, право тоже было огосударствлено — частное право вместе с частной собст венностью и политическими правами и свободами было ликвидиро вано.
Итак, политическая и правовая культура как реальность и как кон цепции при всех различиях между ними являются тесно взаимосвя-занными и взаимопроникаюшими явлениями. Характер их взаимоот ношений и сфера совместного функционирования исторически меня лись и различаются не только от цивилизации к цивилизации, но и (в существенно меньшей степени) внутри одной цивилизации от стра ны к стране. Хотя в целом правомерно выделять, анализировать и ис пользовать в практической политике как относительно автономные политическую и правовую культуру, не менее важно, хотя и более трудно, исследовать и учитывать в повседневной практике область их тесного переплетения и частичного совпадения — политико-правовую культуру. Применительно к России эти трудности усугубляются спе цификой ее истории и особенностями научного осмысления этой ис тории.
<< | >>
Источник: М.Н. Марченко. Политология. 2003

Еще по теме § 1. Правовая и политическая культура:

  1. ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  2. § 2. Особенности правовой и политической культуры дореволюционной России
  3. 63. Политическая символика как элемент политической культуры
  4. Политическая культура и индустриальная рациональность Культура и смысл в современных государствах
  5. ГЛАВА 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  6. ЛЕКЦИЯ 29 МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ
  7. Политическая культура и политическая социализация
  8. § 4. Электорально-правовая культура
  9. Глава 13. Политическая культура и политическое участие.
  10. § 3. Политико-правовая культура России XX в.
  11. 2. Типология политической культуры
  12. § 5. Электорально-правовая культура российского общества
  13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  14. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  15. Политическая культура участия.
  16. 1. Понятие политической культуры
  17. Патриархальная политическая культура
  18. 5.1. Сущность политической культуры
  19. 14.2. Типология политической культуры
  20. 5.13. Правосознание: понятие, структура, виды.Правовая культура общества