1. Понятие и структура политического сознания


Политическая жизнь общества невозможна без политического сознания ее участников — как отдельных людей, так и больших и малых социальных групп (наций, классов, общественных
-—173-—

движений, политических партий и т. д.). Политическое сознание — одна из форм общественного сознания, специфический способ духовно-практического освоения политической действительности.
Политическое сознание относится к числу наиболее общих понятий политологии, характеризующих субъективную сторону политики.
Политическое сознание — это совокупность теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых осознается сфера политики социальными субъектами, опосредуются их отношения с политическими структурами и обосновываются их притязания на власть.
Политическое сознание структурируется по разным основаниям. С точки зрения субъекта политическое сознание делится на следующие виды:
—массовое политическое сознание, состояние которого выражают общественное мнение и общественное настроение масс;
групповое политическое сознание, которое обобщает сознаниеконкретных больших ( социальные классы и социальные слои) ималых (политическая элита, политическое лобби) групп;
индивидуальное политическое сознание, обеспечивающее личности познание политической реальности и ориентации в ней.
По глубине отражения в политическом сознании выделяются обычно два уровня:
обыденное сознание, которое формируется на базе жизненного опыта людей и представлено в политической психологии;
теоретическое сознание, которое целенаправленно разрабатывается особой категорией людей и представлено полити ческойидеологией.
Политическая психология и политическая идеология различаются по ряду моментов.
Во-первых, по возникновению и характеру производства: политическая психология стихийно формируется, идеология сознательно разрабатывается определенным кругом людей — политическими практиками и теоретиками, идеологами класса, партии, государства.
Во-вторых, по характеру духовного освоения действительности: политическая психология непосредственно отражает полити-
-—174-—

ческую действительность, идеология — опосредованно, как правило, опираясь на политические потребности, интересы, чувства, настроения, оформляя их в политические программы и т. п.
В-третьих, политическая психология и идеология различаются и по степени их структурной упорядоченности: политическая психология более аморфна и подвижна, политическая идеология имеет значительно большую структурную четкость и стабильность.
Современная эпоха пробуждает к активной политической деятельности все новые десятки и сотни миллионов людей. Они приносят с собой в общественную жизнь и политическую борьбу чувства, настроения, традиции, надежды, сомнения, разочарования, идеалы. Вся эта смесь эмоциональных и рациональных элементов и есть реальность политической психологии.
Политическая психология есть совокупность политических чувств, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов(67) .
В структуру политической психологии в качестве важнейших элементов входят политические чувства, настроения, потребности и интересы.
Политические чувства представляют собой эмоциональную реакцию на события и личности в политической жизни. Следует отметить динамичность политических чувств, широкий диапазон и амплитуду их колебаний. Вчера на волне популярности и обожания масс политик был вознесен на вершину власти, а сегодня эти же массы возмущены его деятельностью, требуют его отставки.
Политические настроения — более стабильный и устойчивый, хотя и более размытый, расплывчатый, компонент структуры политической психологии. Политические настроения не сводятся к эмоциям, в них присутствует рациональный элемент (установки, идеи, пожелания и требования).
Еще больше рационального в политических потребностях и интересах. В политических потребностях присутствует осознание необходимости установить определенные политические отношения, достичь той или иной политической организации общества.
(67) См.: Политология / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М. 1998. С. 318. 175

На основе политических потребностей формируются политические интересы, которые отличаются от первых степенью осознания того, что необходимо и желательно в сфере политики.
В отличие от политической психологии идеология — теоретическое или по крайней мере логически упорядоченное, систематизированное политическое сознание и самосознание больших и малых социальных групп, через которое они уясняют свои политические интересы, потребности, ожидания, представления об идеалах политического мироустройства.
Как и политическое сознание, политическая идеология имеет свои уровни.
Обычно выделяют три уровня функционирования идеологии:
теоретико-концептуальный (элитарный), на котором разрабатываются политические теории и обосновываются идейныепринципы политических субъектов;
программно-политический (пропагандистский), на которомидейные принципы трансформируются в политические программы и лозунги, предназначенные для масс;
актуализированный (житейский), на котором выявляетсястепень эффективности идеологической работы, показателем которой служат различные формы непосредственного участие людейв политике под определенными политическими лозунгами.
В политологии выявлены модели и механизмы идеологических построений. Это, прежде всего:
конденсация, означающая трансформацию представленийобыденного сознания, преобразование явлений массового сознания, их кристаллизацию в идеологические схемы и системы;
интеграция, или конвергенция, когда новая идеологическаяконструкция образуется путем синтеза элементов уже имеющихсяидеологий;
дезинтеграция или дивергенция: новая идеология формируется в процессе расщепления уже существующей идеологии, еераздробления;
ревитализация, под которой подразумевается возрождениестарых идеологических схем в более или менее обновленной, модифицированной форме.
Отношение общества к идеологии с тех пор, как в самом начале XIX века понятие идеологии вошло в политический и духовно-
-—176-—

культурный обиход человечества, не раз претерпевало различные метаморфозы, от проклятий в адрес идеологии со стороны Наполеона Бонапарта или трактовки ее как ложного сознания ранним К. Марксом до воспевания «идеологического фактора» как цементирующего элемента советского общества — идеократической социально-политической системы.
В 60-х годах XX века возникла концепция деидеологизацш, авторы которой (Р. Арон, Д. Белл) объявили наступление эры «конца идеологии». По мнению авторов этой концепции, в современном мире бесперспективная идеология уступает место безыдеологической социологии, социальной технологии.
Две группы причин объясняют эрозию идеологии во второй половине XX века.
Первая заключена в самой идеологии как духовном образовании, неотделима от ее природы, имманентна ее сущности. Всякая идеология одновременно и релятивна, и догматична. Она всегда имеет субъективный и иррациональный характер. Идеология — миф, границы действенности которого всецело определяются социальным интересом ее субъекта. Идеология изначально обременена такими пороками, как социоцентризм (ориентация не на отдельную личность, а на социальную общность), консерватизм (является способом апологетики существующих социальных систем и политических режимов), иллюзионизм (любая идеологическая конструкция фальсифицирует реальную картину действительности, выдает желаемое за действительное). Однако лишь в наше время, утверждали сторонники концепции, эти особенности идеологии, всегда присущие ей, стали работать на ее разрушение, что объясняется той ситуацией, которая сложилась в мире после Второй мировой войны.
Ко второй группе факторов уменьшения роли идеологии в жизни общества, а затем и ее неизбежной смерти авторы относили такие, как рост жизненного уровня людей, благодаря процветающей экономике зоны развитых стран капитализма; демократизацию политической жизни, делающей ненужной идеологию как способ апологетики тоталитарных систем и режимов с их культом вождей и др.
Оказав значительное влияние на умонастроение различных социальных групп, в особенности интеллигенции, концепция деи-
-—177-—

деологизации вскоре получила противовес в виде теории реидеологизации, обосновавшей жизненную необходимость идеологии как определенного духовного ориентира во взаимоотношениях социальных групп и сообществ, политических партий и движений, наконец, государств.
Идеология, будучи специфическим духовным образованием, выполняет важные общественные функции:
—оценочно-нормативную, которая заключается в выработке отношения как отдельных людей, так и целых социальных группк действительности через систему ценностей, на которые они ориентируются в своей деятельности;
интегративно-коммуникативную, т. е. функцию объединения людей в социальные общности путем обоснования их социальных интересов, требующих такого объединения;
прогностическую или функцию целеполагания и программирования; —управленческую, т. е. функцию теоретической основы практического
управления социальными процессами, деятельностьюсубъекта идеологии, жизнью всего общества.
<< | >>
Источник: В. И. Буренко ,В. В. Журавлев. Политология. 2004

Еще по теме 1. Понятие и структура политического сознания:

  1. 14.1. Понятие и структура политической культуры
  2. 15.1. Понятие, функции и структура политической идеологии
  3. 1. Политическая глобалистика: понятие и структура.
  4. 5.1. Понятие, структура и функции политической власти
  5. ГЛАВА 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  6. Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
  7. 1. Политическое сознание: уровни, функции, формы.
  8. Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества
  9. Понятие организационной структуры
  10. 1. Понятие политической культуры
  11. 2. Структура политической системы.
  12. 13.1. Понятие и типы политического режима
  13. 7.1. Понятие политических институтов
  14. Понятие социальной структуры
  15. Понятие политической системы
  16. 24.1. Понятие политической рекламы
  17. 24.2. Структура и функции политической рекламы