<<
>>

9.1. Понятие правового государства

Термин «правовое государство» (нем. rechtstaat) появился в начале XIX в. в тру да немецких юристов К. Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р. Г. Гнайста. Идея правового государства с самого начала опиралась на дуализм двух начал — Государства и Права.

Одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве кк самостоятельной сущности и высшей ценности, обладающей автономным собственным содержанием.

Правовое государство — это сложное развивающееся общественное явление. По мере развития цивилизации оно приобретает новые очертания, изменяется со держательно, соответствуя конкретным условиям развития общества. Сущест-венным признаком правового государственного устройства является безусловное подчинение всех государственных и общественных организаций, граждан и обще ства в целом системе права, а последняя реально служит интересам граждан на принципах социальной справедливости и равенства.

Наличие мощной и разветвленной системы законодательства вовсе не свиде тельствует о наличии правового государства.

Процесс законотворчества может бьпь направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм прав ления в авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом, лив провозглашающим права и свободы.

В рамках правовой государственности реализуются принципы реального кон ституционализма, при котором государство не только провозглашает, но и гаран- тцует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от государственного террора, произвола властей, предоставляет возможность реализации индивиду-альных прав, свобод и достоинств личности. Во взаимоотношениях государства и личности господствует приоритет прав человека, закрепленный конституционно, говорый не может быть нарушен законодателем.

Организационно идея правового государства предполагает реализацию прин- їда разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, кото рый с одной стороны, позволяет народу контролировать государство, с другой — огршдет граждан от произвола властей.

Исторической предпосылкой возникновения правового государства выступает гражданское общество, в котором четко разделены интересы государства (общие) и интересы гражданского общества (частные).

Под гражданским обществом пони мается совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследу- кщк индивидуальные и групповые интересы. Право выступает гарантом совокуп- носм интересов гражданского общества в их взаимоотношениях с государством.

Сторонники либеральной традиции исходят из тезиса о естественных и неотчуж даемых правах личности, в их интерпретации естественное право возникает до гражданского общества и, служа источником позитивного права, имеет все осно вания ограничивать государственную власть гражданского общества. Теория граж данского общества и правового государства возникла и сформировалась как анш- теза идеалу средневековой теократии и опиралась на светское и правовое начала.

Концепция правового государства занимает центральное место в общецивили- зационной современной политико-правовой мысли, поскольку предполагает кон цептуальную разработку и конструирование такого государственного устройства, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на основе пра ва и исключали взаимный произвол.

Правовое государство предполагает такую форму организации и функциони рования государственной власти, при которой обеспечено верховенство норм пра ва, закона, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид. Пра вовое государство опирается на ряд основополагающих принципов.

Верховенство правового закона — предполагает, с одной стороны, его господ ство во всех сферах общества, с другой стороны — соответствие всех правовых актов духу и букве основного закона — Конституции.

Реальная гарантированность прав и свобод человека, их охрана и возможность свободного развития. Принцип обеспечивается невмешательством государст ва в дела гражданского общества наряду с признанием неотчуждаемости лич ных прав и свобод.

Взаимная ответственность государства и личности. Государство и личность в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему раз решено.

Все, что не разрешено власти, ей запрещено».

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судеб ную. Он исключает возможность монополизации и узурпации власти в одних руках, а механизм сдержек и противовесов удерживает их в рамках конститу ционных полномочий .

Наличие эффективной системы контроля и надзора за осуществлением зако на. Принцип проводится в жизнь посредством независимых органов суда, про-куратуры, арбитража, налоговых служб, счетной палаты, правозащитных орга низаций, СМИ.

Правовому государству присущи следующие признаки, которые взаимосвяза ны и вытекают из его принципов.

Идея народного суверенитета, закрепленного конституционно. Правовое госу дарство концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, насе ляющих страну.

Наличие развитого гражданского общества, защищающего неотчуждаемые пра ва человека. Недопустима патерналистская установка: государство наделяет правами и свободами граждан — они имманентно присущи людям.

Создание институтов демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа.

Независимость, автономность и возвышение суда как одного из гарантов пра вовой государственности и прав человека. Любые органы власти, любое долж ностное лицо и любой гражданин в равной степени подконтрольны суду.

Исключение любых форм деспотизма и диктатуры, от кого бы она ни исходи ла, правовая защита человека от произвола чиновников и государства.

Участие граждан в управлении государством посредством механизмов демо кратии. Наличие возможности реального воздействия общества на характер деятельности ветвей власти.

Сознательное и добровольное самоограничение граждан в своих правах и сво бодах в пользу закона. Наличие высокого уровня политической и правовой культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.

Функции правового государства

Как и любое другое, правовое государство выполняет ряд функций.

Политическая функция предполагает создание условий для равного права уча стия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гра жданина и права человека, способствует формированию многопартийности, становлению и развитию местного самоуправления.

Экономическая функция предполагает регулирование государством рыночных отношений с позиций плюрализма, допускающего многоукладность эконо мики и честную конкуренцию.

Государственное регулирование предполагает охрану граждан от негативных последствий рыночной экономики и способст вует формированию высоких стандартов качества жизни.

Социальная функция правового государства предполагает формирование и раз витие базовой части общества — среднего класса, безопасность жизнедеятель ности, доступность образования.

Правоохранительная функция предполагает гарантированную охрану прав и свобод личности, поддержание общественного порядка, обоюдное соблюдение законов гражданами и государством. Контроль осуществляется как государст вом, так и правозащитными организациями, наделенными правовыми полно мочиями.

Культурная и духовная функция предполагает создание для граждан равные условий и возможности для свободного доступа, получения и обмена куль турными и духовными ценностями на принципе свободного самоопределения граждан в мировоззренческих, идейных и религиозных воззрениях, допускает плюрализм мнений и критическое отношение к действительности. Государст во обязано пресекать пропаганду и проявления насилия, националистического и религиозного экстремизма и фанатизма, культивирование расового и иного превосходства, распространение наркотиков.

Необходимо отметить, что правовое государство не следует понимать как за конченную, совершенную конструкцию, некую «идеальную модель государст ва», в каждом конкретном случае оно формируется из его реальной возможности

в действительность, что и порождает многообразие его форм (при единстве сущ ностных характеристик) проявления в разных странах. Практическая реализация его принципов, особенно в части социально-экономических прав и свобод, зави сит от возможностей государства и предполагает его высокий экономический по тенциал. Поэтому правовое государство в развитых странах, осуществляющее ак тивную социальную политику, получило статус социального.

Права человека и права гражданина

Развитие идей правовой государственности сопровождалось выделением ключе вой, основополагающей проблематики. Был разработан ряд принципов правового государства: разделение властей, взаимная ответственность индивида и государ-ства, построение государственной и общественной жизни на принципах права, ко торые в совокупности должны были обеспечить приоритет прав человека. Высо кая степень привлекательности правового государства заключается в том, что для него характерна неотделимость прав человека от провозглашаемых принципов, что, в свою очередь, позволяет осуществить оптимальный режим отношений меж ду личностью и государством, обеспечив реальные права и свободы человека, вы-ступающие противовесом всесилию государственной власти.

Выделение различий в понимании прав человека и прав гражданина явилось результатом, с одной стороны, развития правовой теории, с другой стороны, ито гом буржуазных революций, закрепивших в законодательных актах важнейшие общечеловеческие ценности. Так, в правовой науке было выработано понятие правового статуса человека и гражданина, который понимался как система прав и обязанностей, закрепленных в конституциях или иных нормативно-правовых ак тах. Объем этих прав зависел от того, в какой роли выступал индивид: в роли чело века или гражданина.

Впервые в истории были определены и зафиксированы нормативно-правовы ми актами различия между человеком и гражданином в Декларации независимо сти 1776 г., Билле о правах 1789 г. (США), а также в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

К чему сводится и какой смысл вкладывается в такое разграничение? Принци пиальное различие сводится к следующему: если мы упоминаем о правах челове ка, то это подразумевает «каждый имеет право», «каждому гарантировано». Та ким образом, любому человеку в условиях правового государства гарантируется признание его прав и свобод. Человек имеет реальную возможность автономно реализовать свои частные интересы в рамках гражданского общества, опираясь на естественные (неотчуждаемые) права человека, имманентно ему присущие от рож дения. Правовое государство воздерживается от вмешательства в дела граждан ского общества и гарантирует таким образом соблюдение прав человека, обеспе чивая самореализацию и независимость личности. Согласно теории правового государства, источником позитивного права является естественное право, а воз никающие противоречия между ними решаются в пользу последнего. Права гражданина — это преимущественно права и обязанности, охватываю щие сферу взаимодействия индивида с государством (сфера публичных интере сов). Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой пра вовой связью с государством, которая предполагает как содействие последнего в реализации гражданских прав, так и их ограждение от незаконного вмешатель-

ства. Такой подход был неприемлем для советского конституционализма, кото рый руководствовался постулатом, что государство «дарует» права гражданам, в силу чего и те и другие подлежат его тотальному контролю и вмешательству. Во прос о правах человека игнорировался.

Современная правовая наука кроме понятий «права человека» и «права граж-данина» различает «права и свободы человека», «основные (конституционные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права».

Согласно современным представлениям, права и свободы с позиций системы гарантий права признаются идентичными, в то же время содержательно понятие «свобода» подразумевает более широкий спектр индивидуального выбора по отно шению к понятию права, которое фиксирует лишь конкретные действия человека. Права человека в современной трактовке различаются:

по времени возникновения (поколения прав человека);

по сферам жизнедеятельности: личные (гражданские), политические, эконо мические, социальные и культурные права и свободы.

Рассмотрим данные структурные образования.

Поколения прав человека различают по времени их возникновения, выделяют три поколения.

Первое поколение прав человека включает традиционные ценности класси ческого либерализма — личные (гражданские) права, которые олицетворяли «негативную свободу» (индивидуализм) и низводили деятельность государст ва до функций «ночного сторожа», охраняющего эти права.

Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформиро вания общества в русле идеологий социал-демократии, неолиберализма и неоконсерватизма, которые предписывают государству ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать для всех до стойное человека существование. Значительную роль во втором поколении прав играют социальные, экономические, культурные права: право на труд и выбор профессии, право на отдых и досуг, социальное обеспечение, право на образование и пользование достижениями культуры, защита материнства и детства и др. Все это нашло отражение во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных пра вах и существенно расширило каталог прав человека.

В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссионность их природы, общепризнанными явля ются коллективные права, выражающие общую солидарность (права солидар ности): право на мир, на здоровую экологию, на всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых прав индивида. Права третьего поколения пред полагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность соци альной общности. Диалектика взаимодействия и взаимосвязи прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права в своем прояв лении не должны ущемлять права индивида.

Личные (гражданские) права и свободы человека относят к правам первого по коления. Они обеспечивают автономность и относительную свободу индивида (гражданина) как члена гражданского общества. Эти права изначально имели ста тус «естественных и неотчуждаемых прав», поэтому не могли быть объектом при-

тязаний государства. Напротив, эти права ВЫПОЛНЯЛИ роль границы зоны дейст вия частных интересов, признаваемой государством как «заповедная зона» невме шательства, гарантирующая гражданину возможность свободного волеизъявле ния и самоопределения.

Современная правовая наука считает недостаточной позицию государства лишь воздерживаться от вмешательства в сферу частных интересов и предполагает его активность и содействие при практической реализации прав граждан. Такими правоустановлениями руководствуется, в частности, Европейский суд по правам человека.

Традиционно к личным (гражданским) правам относят: право на жизнь и лич ное достоинство; право на свободу и неприкосновенность личности, частной жиз-ни и жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и языка общения; тайну переписки и телефон ных переговоров.

Весь этот блок прав является необходимым условием при формировании де мократического политического режима.

Политические права и свободы относят к субъективным правам граждан, кото рые обеспечивают их участие в общественно-политической жизни государства. В правовой науке их подразделяют на:

политические права по участию в деятельности государства и его органов по средством механизмов демократии (избирательные права, право участвовать в управлении государством);

политические права по участию в жизни общества (свобода слова и печати, со браний и митингов).

Политические права и свободы апеллируют к гражданским качествам челове ка, активного участника политического процесса, охватывающего взаимодейст вие гражданина, общества и государства. Таким образом, политические права и свободы связывают с понятием гражданина, а объем его прав, в свою очередь, по отношению к правам человека будет значительно уже.

В антидемократических режимах, используя мнимый конституционализм (от сутствие механизмов и гарантий осуществления прав и свобод), провозглашают политические права и свободы с целью комуфляжа безраздельного всевластия го сударства. В современных демократических государствах, опирающихся на реаль ный конституционализм и идею правового государства, политические права и сво боды граждан являются базовыми ценностями.

Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения.

Этот блок прав и свобод в большей степени зависит от уровня развития эконо мики и состояния ресурсной базы, чем от политико-правовых координат общест ва. Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с гражданскими и политическими правами.

К экономическим правам относят: право на труд; право на собственность; право на свободу экономической деятельности; право на забастовки и др.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и соци альную защищенность. К ним относят: право на социальное обеспечение (соци-

альное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание); пра во на жилище.

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека с позиций его ав тономного, свободного волеизъявления. Это следующие права: право на образова ние, право на доступ к культурным ценностям; право свободного участия в куль турной жизни общества, включая свободу литературного, художественного, науч ного и других видов творчества; право на пользование результатами научного прогресса; право создавать профессиональные союзы.

Следует отметить, что существуют объективные трудности даже для социаль ных типов государств при обеспечении экономических, социальных и культурных прав человека. С одной стороны, возникает проблема границ и пределов вмеша тельства государства в рыночную экономику с целью перераспределения доходов на принципах справедливости в контексте прав человека. С другой — не все соци альные проблемы возможно решить правовым регулированием, часть из них ба зируется на нравственных и иных основаниях. Так, категория «бедность» имеет кроме экономической, социальной, культурной и нравственную составляющую.

Задача демократического государства состоит не только в том, чтобы гаранти ровать весь каталог прав и свобод человека, опираясь на политико-правовые и со циальные программы, но и минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально-экономические процессы. В современных условиях эту задачу наиболее успешно осуществляет новый тип государственности — соци альное государство.

<< | >>
Источник: А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология. 2005

Еще по теме 9.1. Понятие правового государства:

  1. § 10. Правовое государство
  2. 41. Пути создания правового государства
  3. 2. Правовое государство и гражданское общество
  4. 40. Основные характеристики правового государства
  5. Россия является правовым государством
  6. § 3. Идеи правового государства в XX в.
  7. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  8. 4.5. Гражданское общество и правовое государство
  9. ПриложениеСоциология в России: гражданское общество и правовое государство
  10. Гражданское общество и правовое государство
  11. § 1. Возникновение идей правового государства
  12. 56. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
  13. 2. Правовое государство, его основные признаки.
  14. 57. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ
  15. Глава 2 Гражданское общество и правовое государство
  16. § 2. Концепции правового государства Нового времени.Кант. Дайси
  17. 9. Политические н правовые учения в период упадкадревнегреческих государств
  18. 9. Правовые формы кредитно-денежной политики государства
  19. 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока