<<
>>

§ 5. Политико-правовой статус личности. Политическая свобода личности и ее политические права и свободы

Политические отношения образуют сферу, в которой формируют ся политическое сознание, политические интересы, нормы политичес кой жизни, реализуемые в виде политического поведения (действий, мероприятий, акций).

Носителем политических отношений является и отдельная лич ность, в частности, когда она вступает в отношения с государством как гражданин государства, участвуя в выборах, в работе различных госу дарственных органов, во всенародном обсуждении законопроектов, либо как депутат, представитель населения в органах государственной власти.

Таким образом, политические отношения охватывают и сферу политической деятельности граждан, которая предполагает участие граждан в управлении делами общества и государства, в осуществле нии государственной власти.

Политическая свобода является видом (формой) социальной сво боды личности, существующей в данном обществе. Политическая сво-

бода личности прежде всего определяется свободой общества в целом, а также политической свободой той социальной общности, представи телем которой она выступает (группы, коллективы, организации) и складывается из ряда (совокупности) фактических социальных воз-можностей (свобод) в осуществлении народовластия, в управлении государственными и общественными делами.

Политическая свобода (свободы) составляет социальное содержа ние политических прав и свобод граждан, которые признаны государ ственной властью и закреплены в правовых нормах.

«Юридически признанная свобода, — отмечал К. Маркс, — существует в государстве в форме закона» .

Политические права и свободы личности, составляя единство, ха рактеризуют уровень политической свободы данного общества. Со держание, степень реальности политических прав и свобод личности зависят от экономического благополучия, политического режима, по литической культуры, духовной жизни общества, других факторов и условий.

Всякая свобода, а тем более политическая, имеет объективно суще ствующие границы.

Юридическая свобода личности в политической сфере не может быть шире самой социальной (фактической) полити ческой свободы. В то же время государство может суживать границы юридической свободы личности в политической сфере. Буржуазные ученые пытались исследовать проблему политичес ких прав и свобод, противопоставляя так или иначе личность, общест во и государство. В идеологии идущего к власти нового класса бур жуазии стали различать и в определенной мере противопоставлять понятия: человек и гражданин, права человека и права гражданина, частное и публичное право, частные и публичные права и свободы и т.д., что было объективно обусловлено развивающейся новой систе мой общественных отношений. Буржуазная частная собственность влечет двойную жизнь людей в связи с независимым от буржуазного государства существованием и развитием капиталистического хозяй ства, усилением отчуждения государства от гражданского общества, между сферой частной жизни собственника и публичным порядком. Отсюда четко противопоставлялись публичные (государствен-ные) интересы и частные интересы, т.е. интересы отдельных частных собственников (буржуа). Человек в буржуазной науке, по словам К. Маркса, был сведен, с одной стороны, к «члену гражданского обще-ства, к эгоистическому, независимому индивиду», «замкнувшемуся в

себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившемуся от общественного целого», с другой — «к гражданину государства, к юридическому лицу» .

Руссо в трактате «Об общественном договоре» (1762 г.) выдвинул идею народного суверенитета, народоправства, рассматривал граж данство как выражение определенного участия в политической общ ности, в государстве, а гражданина государства как «имеющего долю во власти суверена», в отличие от подданного, как подчиненного зако нам государства. Люди «коллективно принимают имя народа, а в от дельности называются гражданами как участники суверенной влас ти, и подданными, как подчиненные законам государства» . Эта идея, как и многие другие положения естественно-правовой школы, имев шие огромное значение в эпоху ломки феодальных отношений XVIII—XIX вв., нашла законодательное закрепление, в частности, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая официально ввела понятие «гражданин» как синоним юридически свободной личности, обладающей политическими правами.

Основные политические права и свободы в момент их провозглашения в буржу азных конституциях политическими мыслителями рассматривались как средство воздействия на государство и участия в делах госу дарства.

Ранее публичные права граждан рассматривались как права, кото рыми собственники выделяются «вообще», а потому они являются «надгосударственными». В новых идеях буржуазной правовой науки, отражающих новую ситуацию в буржуазном «постиндустриальном» обществе, активизацию политической деятельности различных слоев населения, в том числе и тех, которые были далеки изначально от по литики (движение «зеленых»), не отрицается, что основные полити ческие права есть известная политизация естественных, неотчуждае мых прав человека, но акцент больше делается на утверждении, что основные права сформулированы государством, а беспрекословное повиновение всем законам государства провозглашается высшим зем-ным осуществлением истинной свободы человека.

Существует мнение, что борьба пролетариата в буржуазных госу дарствах за расширение и упрочение политических прав и свобод ук репляет враждебную ему государственную власть. Например, Прудон отвергал всякое политическое участие масс в политике и политичес кой борьбе, ошибочно считая, что участие трудящихся в политической

жизни современного ему общества означает признание и фактичес кую поддержку ими существующих институтов власти.

Основоположники марксизма неоднократно показывали ущерб ность лозунга политического индифферентизма, невмешательства ра бочего класса в политическую жизнь. Трудящиеся массы способны оказать заметное влияние на политику правящих кругов, получают возможность эффективно отстаивать свои демократические завоева ния, связать воедино борьбу за демократию с борьбой за новый обще ственный строй.

Личность воздействует на общество и государство, на все стороны функционирования политической системы своим трудом, политичес кой активностью, всей деятельностью. Причем сила этого воздействия по мере социального прогресса возрастает как результат все более ак тивного использования гражданами своих политических прав и сво бод, все более эффективного участия в формировании всех сторон об щественной и государственной жизни.

<< | >>
Источник: М.Н. Марченко. Политология. 2003

Еще по теме § 5. Политико-правовой статус личности. Политическая свобода личности и ее политические права и свободы:

  1. 2. Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX – начала ХХ вв.
  2. 16. Статус военнослужащего, его права и свободы.
  3. Лекция 27 СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
  4. Свобода личностии социальные роли:опыт Зимбардо
  5. § 7. Проблема реализации политических прав и свобод
  6. § 6. Основные виды политических прав и свобод
  7. VI Эклектические теории ответственности. — Относительная свобода воли (ограниченная свобода — идеальная свобода — практическая свобода — противодействующий мотив — индивидуальный фактор). — Свобода разума. — Волеопределяемость. — Устрашимость. — Нормальность. — Индивидуальное тождество и социальное сходство. — Состояние преступности. — Заключение.Две конечных проблемы: а) форма социальной санкции; б) критерий социальной санкции. — Меры превентивные, меры вознаграждения, меры репрессивные, меры и
  8. 49. Политическая социализация личности
  9. 5.8. Основные права, свободы и обязанности человека игражданина в Российской Федерации
  10. § 1. Многоплановость участия личности в политической жизни
  11. § 3. На пути обновления развивающегося общества: ориентация на свободу и права человека
  12. Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества