<<
>>

§ 3. Политико-правовая культура России XX в.


Увы, эти надежды не оправдались. Большевистская революция 1917 г. с ее идеей незамедлительного устранения государства и «буржу-
азного» права, негативным в целом отношением к капитализму, граж данская война и сопровождавший ее террор, последовавший затем длительный период беззакония и репрессий, фактически отсутствие судебной защиты прав человека не могли не сказаться на политичес кой и правовой культуре общества.
Поэтому несмотря на всю внеш нюю новизну политической системы, на весь радикализм лозунгов и целенаправленную политику полного устранения «царского прошло го», введение новой символики, политического языка и, главное, идео-логии советская действительность показала удивительную выживае мость многих черт российской политико-правовой культуры. Немалое сходство обнаруживается в политико-правовых институтах: достаточ но посмотреть на систему организации центральных органов управ ления с ее министерствами и ведомствами в царской и советской России .
Для подавляющего большинства советских людей, так же как и для жителей дореволюционной России, равенство ставилось выше свободы, а справедливость — выше законности. Социально-экономи ческие и иные споры и даже нарушенные права советские граждане стремились разрешить и защитить в первую очередь не в суде. Когда же человек обращался в суд, то его нередко в народе, да и подчас в прессе, называли благополучно перешедшим из дореволюционного языка уничижительным словом «сутяга». Наша попытка середины 70-х годов на фоне многочисленных выражающих настороженно-нега тивное отношение к праву народных поговорок (типа «закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло», «закон что столб: перешаг нуть нельзя, а обойти можно») найти поговорки с позитивным отно шением к праву закончились тем, что за отсутствием таковых в каче стве одной подобной поговорки пришлось использовать древнерим ское изречение, а другую сочинить, выдав ее за народную.
О стойкости дореволюционной политико-правовой культуры сви детельствует тот факт, что эрозия в конце 80-х — начале 90-х годов социалистической идеологии сопровождалась быстрой регенерацией ее символов и черт. Всего лишь за несколько лет «демократизации и гласности» на российской политической сцене появились по названи ям почти все существовавшие до 1917 г. политические партии. Восста-
новлена значительная часть прежней государственной символики. Русская православная церковь и православие вновь превращаются, хотя и не без колебаний с обеих сторон, в атрибут церемониальной и фактической государственной политики и разрабатываемой офици альной идеологии. В политико-юридическом языке опять появились такие слова, как «дума», «губернатор», «земское управление», «при сяжные заседатели», «староста» и др.
Сказанное выше не должно создавать впечатление, что советская политико-правовая культура фактически не существовала, что это был только фасад, за которым скрывалась та же дореволюционная культура, процесс возрождения которой идет в последние годы. Исто рия не знает примеров сколько-нибудь полного возврата к прошлому после революций, как бы ни рядились в одежды прошлого его рестав раторы. Социализм XX в. как антипод капитализма и всех частнособ ственнических обществ и радикально их отрицающий строй может функционировать, как убедительно показал B.C.
Нерсесянц, лишь по средством диктаторских, внешнеэкономических и внеправовых средств, а утвердившееся «узконормативное» понимание права есть отрицание его как «выражения принципа формального равенства и свободы индивида, как всеобщая и равная мера свободы» . Это не могло не сказаться на политико-правовой культуре. 479
§ 3. Политико-правовая культура России XX в.
Назовем лишь некоторые черты этой советской культуры. Если дореволюционная политико-правовая культура была отчужденно-от страненной (за исключением малочисленных групп «верхов» в конце XIX — начале XX в.), то советская, хотя и принудительно, но мобили- зационно-вовлеченной. Этим, в частности, объясняется взрывообраз- ный рост неконвенционального участия, в первую очередь участия протеста, после ослабления партийно-идеологического контроля, а также быстрое формирование сначала неформальных объединений и движений, а затем, с созданием для этого правовой базы, юридически оформленных. Хотя советские выборы были безальтернативными и вместе с избирательными кампаниями служили для КПСС прежде всего средством политико-идеологического контроля, само появление всеобщего избирательного права и регулярное участие в выборах вы работало определенные полезные для демократии политические на выки и ориентации. Подобным же образом, хотя членство в партии, комсомоле, профсоюзе и в других общественных организациях выпол няло для КПСС главным образом функцию «приводного ремня», оно формировало у граждан, подавляющее большинство которых до рево люции было вне общественных организаций, необходимый для демо кратии организационно-политический опыт. Это членство служило также предпосылкой для возникновения политического плюрализма и его ценностей.

Не следует забывать также, что в советский период граждане через названные и ряд других организаций участвовали, пусть и ограничен но, в управлении производством, в производственной демократии. Это право в условиях государственной собственности почти на все и вся и отсутствия рыночной экономики тормозило рост производи-тельности труда и помогало КПСС поддерживать идеологическое клише о руководящей роли рабочего класса. Вместе с тем оно создава ло дополнительные предпосылки для формирования демократичес кой политической культуры.
И, наконец, появление таких государственно-правовых атрибутов политической демократии, как конституция с формально-юридичес ки провозглашенными в ней многими социально-экономическими (в основном вполне реальными) и политическими (декоративны ми) правами и свободами, участие граждан в отправлении правосу-дия, в правоохранительной деятельности, в обсуждении проектов некоторых законов и даже проекта Конституции СССР 1977 г. (при всей ограниченности и декоративности такого участия), система правового воспитания, идея-законности (даже с приставкой «социа листическая») и, позже, правового государства по мере десталини зации режима подготавливали почву для становления демократи ческой политико-правовой культуры.
Одним из самых тяжелых наследий российско-советской полити ко-правовой культуры является высокая степень ее конфликтности и низкий потенциал компромисса и согласия. И в царской России, и в Советском Союзе вплоть до второй половины 80-х годов почти все принципиальные конфликты либо загонялись вглубь, либо подавля лись, обостряя противоречия в обществе .
Такие особенности этой культуры, как идейно-политическая поля ризация и отсутствие традиций компромисса, способствовали тому, что начавшаяся в конце 1991 г. ускоренная модернизация сверху не только не уменьшила, но и в известной степени увеличила конфлито- генность общества. Частично это было вызвано тем, что любая глубо кая, даже самая конструктивная, реформа ломает привычное, устояв-
шееся, приводит к потерям для некоторых слоев и групп, к нарас танию социально-политической напряженности. В случае с нашей страной создание рыночной экономики и демократического право вого государства сопровождается значительными социально-эконо мическими потерями для большинства населения, которые наложи лись на дезинтеграцию Советского Союза, экономический кризис, радикальное перераспределение собственности и власти, взрыв этно- национальных конфликтов и обострение соперничества между фе деральным центром и регионами, беспрецедентный рост преступнос ти и на другие действительные или воспринимаемые как отрица тельные моменты.
Подобным образом проходящая реформа правовой системы при вела к разработке и принятию новой Конституции РФ, обширного корпуса законодательства, призванного обеспечить создание рыноч ной экономики, реализацию общепризнанных принципов уголовного права и процесса, утверждение международных стандартов прав и свобод человека, формирование независимых судов. Однако сущест вующие до сих пор пробелы в праве, регулярная подмена федераль ных законов президентскими указами («указное право»), сохраняю щаяся зависимость судей от властей и, самое главное, чудовищная коррупция и захлестнувшая страну преступность с безнаказанностью для многих преступников и ряд других нерешенных проблем в этой сфере пока не привели к реализации провозглашенных целей пра вовой реформы.
Названные болезни общества, негативные черты его политико- правовой культуры ярко проявились в трагичных событиях осени 1993 г. в Москве. Лидеры обеих сторон этого конфликта сделали ставку не на судебно-правовые процедуры путем обращения в Кон ституционный и/или Верховный Суд РФ и не на переговоры и компромисс с целью урегулирования конфликта, а на достижение одностороннего превосходства или даже тотальной победы. Отсут ствие по-прежнему уважения к праву (о чем, напомним, говорил Кистяковский) и у либерально-реформаторской интеллигенции можно проиллюстрировать попытками ряда из них оправдать неко торые неконституционные действия исполнительной власти ссылка ми на то, что эти действия, возможно, и нелегальны, но зато леги-тимны. Иными словами, представления о законности оказываются выше самих законов.
Каковы в столь конфликтогенной ситуации в России пути и сред ства достижения политических компромиссов и юридического кон сенсуса? Сегодня их достижение существенно зависит — в отличие от тех факторов и процедур, которые подробно проанализированы

В.П. Казимирчуком , — от позиций лидеров и элит. От того, способны ли они считаться с реально существующим в обществе социально-по литическим плюрализмом, удовлетворять основные потребности и ожидания населения, поступившись даже частью власти и собствен ности ради смягчения конфликтов и устранения основных угроз стра не, выполнять достигнутые компромиссные договоренности, неукос нительно соблюдать законы, даже если они устарели, добиваться тем самым уважения граждан к праву и юридическим учреждениям, леги тимности политической системы в целом.
<< | >>
Источник: М.Н. Марченко. Политология. 2003

Еще по теме § 3. Политико-правовая культура России XX в.:

  1. § 2. Особенности правовой и политической культуры дореволюционной России
  2. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  3. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  4. § 1. Правовая и политическая культура
  5. ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  6. § 4. Электорально-правовая культура
  7. § 5. Электорально-правовая культура российского общества
  8. 3. Политическая культура современной России
  9. 5.13. Правосознание: понятие, структура, виды.Правовая культура общества
  10. ПриложениеСоциология в России: гражданское общество и правовое государство