<<
>>

§ 1. Политика как наука и искусство

• Хотя проблемами политики ученые начали заниматься еще в глу бокой древности, хотя ей уделялось большое внимание в Средние века и в Новое время, но и до сих пор нет четких ориентиров относительно того, что представляет собой сама политика и для чего она нужна, каков ее Нредмет, существуют ли и, если существуют, то в чем состоят ее законы и категории.

В результате всего этого политика и до сих пор продолжает выступать скорее как искусство, нежели как наука.

Большинство ученых определяют политику как отношения субъ ектов по поводу политической власти. Но как же в таком случае быть с технической, культурной, экологической политикой, где проблемы власти хотя и присутствуют, но не являются решающими? С одной стороны, в традиционной марксистской социологии и политологии политику рассматривали как концентрированное выражение эконо мики, с другой — говорили о первенстве политики перед экономикой. Чтобы совместить эти два положения, необходима дальнейшая разра ботка теории политики.

Как и всякая наука, политика имеет свой предмет, законы и кате гории. При этом политическая деятельность выступает как частный случай исторической деятельности людей. Однако предмет политики существенным образом отличается от предметов других естественных и общественных наук.

Если предметом естественных наук выступают те или иные сторо ны объективной реальности (для физики — физическая реальность, для биологии — живое, для политэкономии — экономические отноше ния между людьми в рамках общества), то предметом политики явля ется сознательная деятельность человека по регулированию отноше ний между людьми. Если теория призвана раскрыть характер усло вий, в которых осуществляется деятельность людей, то политика, опираясь на данные теории, призвана определить пути использования объективной обстановки в интересах тех или иных социальных субъ ектов.

Политика как таковая необходима обществу и человеку в силу по крайней мере трех причин.

Во-первых, поскольку мир представляет многообразную целостность, то в нем существуют не только законо-, мерность, но и случайность, взаимная борьба, столкновения и непред-сказуемость. Следовательно, необходима и соответствующая ориента ция человека в этом мире с целью обеспечения своего существования. Во-вторых, в окружающем нас мире усиление зависимости матери альных структур от окружающей среды сопровождается расширением рамок их свободы выбора и усилением в связи с этим как рациональ ности, так и иррациональности, что также необходимо учитывать че ловеку в процессе своей деятельности. В-третьих, человек создан таким образом, что он не может учесть все и вся. Природа запрограм мировала его как бы на всеобщее, на все случаи жизни, а частное и непредсказуемое он должен предусмотреть, среди прочего, и с помо щью политики и политической деятельности.

Таким образом, основы политики в конечном счете заключены как во внешних условиях, в которых осуществляется деятельность людей, так и во внутренних качествах самого человека как своеобразного субъекта деятельности.

Более того, основы политики заключены в самом основании миро здания в силу его единства и качественного многообразия, а также присущего этому миру отражения. Однако отражение находит свое проявление в обществе в различных аспектах — в мышлении, искусст ве, управлении и т.д. Политика представляет собой специфическую форму отражения и его продукта — мышления по поводу взаимоотно шений индивидов в рамках общества.

Рациональность — закономерный результат единства и качествен ного многообразия мира, где необходимость и закономерность реали зуются не непосредственно, а через случайность и стихийность. В самом деле, если бы в мире царила только закономерность или толь ко случайность, то в таком случае проблемы рациональности, а тем самым и политики вообще бы не существовало. Рациональность — это рефлексивное построение явлений и процессов в соответствии с объ ективными закономерностями и глубинными тенденциями, которые лежат в основе мироздания.

Причем поскольку такое построение про исходит в обстановке случайности, а потому совершается через конку ренцию, борьбу, то здесь действует закон выживания наиболее при способленных.

Таким образом, в мире, где закономерность находит свое проявле ние через случайность, рациональность не возникает автоматически. Она может реализоваться лишь через определенное содержание, форму, поведение, а в обществе — через сознательную деятельность и прежде всего через соответствующую политику.

Поскольку во внешнем мире закономерность и рациональность проявляются не непосредственно, а «прорываясь» через непредсказуе мость, то для того, чтобы человеку действовать рационально в соот ветствии с объективными тенденциями, необходимо ориентироваться в обстановке, уметь избегать опасности, предвидеть ход событий и т.д. При этом, поскольку природа построена на основе рациональности, она требует и от человека поступать рационально во всех сферах его деятельности, а также в отношениях между субъектами в рамках об щества. Все это невозможно обеспечить без осуществления опреде ленной политики.

Поскольку человек не запрограммирован в своих конкретных дей ствиях, качествах и поступках и обладает свободой воли, то и в отно шениях между людьми в рамках общества и в предвидении будущего он может поступать как в соответствии с законом, или рационально, так и стихийно, непредсказуемо.

Так, например, поскольку у животных рациональность заключена в инстинктах и они не обладают в такой степени свободой воли, как это присуще человеку,-то они, как правило, не истребляют друг друга. Напротив, поскольку человек относительно свободен в своем поведе нии, то это нередко ведет не только к взаимным столкновениям, но и к истреблению, войнам между народами, кровавым конфликтам и т.д.

Функция политики в таких условиях и состоит в том, чтобы утвер дить рациональность в отношениях между людьми или субъектами в рамках общества. Она призвана обеспечить наиболее эффективные способы получения материальных ресурсов, наметить пути защиты от

врагов, не допустить конфликтов, а если они неизбежны, то опреде лить пути достижения победы в них.

В современных условиях власти и управления порой бывает недостаточно для.того, чтобы предотвра тить возникающие конфликты в рамках общества. В условиях взаим ных столкновений и социальных катаклизмов сама власть и управле ние могут нарушаться.

Исходя из этого можно сказать, что важнейшие функции полити ки заключаются в том, чтобы: а) путем учета обстановки обезопасить субъекта от отрицательных для него случайности и непредсказуемос ти; б) уменьшить опасность ненужных столкновений между людьми в обществе; в) обеспечить рациональное отношение к получению, сбере жению материальных и духовных ценностей с тем, чтобы они способ ствовали утверждению столь же рациональных отношений между людьми (техническая, экологическая, культурная и т.д. политика); г) обеспечить выбор из множества вариантов поведения самого челове ка или субъекта наиболее совершенного и эффективного, отвечающе го потребностям как самого субъекта, так и всего социального целого.

Одним словом, политика представляет собой такую сторону созна тельной деятельности человека, которая направлена на обеспечение как наиболее рационального поведения самих субъектов, так и рацио нальных отношений между субъектами в рамках общества. При этом предметом политики выступает сознательная политическая деятель-ность, направленная на регулирование отношений как между самими субъектами в рамках общества, так и к окружающей среде.

Политика — такая сфера общественного сознания, которая призва на обеспечить рациональность в поведении и отношении между субъ ектами в рамках общества (минимум затрат и максимум результатов), а также между обществом и социальной и природной средой в обста новке стихийности и непредсказуемости с учетом закона преимущест венного развития в данных конкретных условиях.

В то же время политика, хотя и оказывает влияние на все виды человеческой деятельности, не может охватить все человеческое пове дение в целом. Имея как бы верхние и нижние пределы, политика регулирует сферу человеческих взаимоотношений и относящиеся к ним сферы деятельности.

Одни ученые сводят политику к деятельности, не считая ее нау кой. Другие относят политику к науке. Третьи обращают внимание на связь политики с искусством, а некоторые даже рассматривают поли тику в качестве теории игр. На самом же деле подлинная политика — это и деятельность, и наука, и искусство.

Политика представляет собой науку, но науку особого рода. Если естественные и общественные науки призваны исследовать опреде-

ленную реальность и законы, которые ей присущи, то объектом поли тики выступает сфера отношений между людьми, сфера случайного и непредсказуемого в рамках общественной жизни. Политика призвана обеспечить рациональность в поведении и отношениях субъектов, привести эти отношения в соответствие с объективными законами и наличными условиями. Иными словами, политика, учитывая случай ность и непредсказуемость, призвана направить ход событий в сторо ну рациональности, обеспечив действие субъекта в соответствии с объективными законами как внешней, так и присущей им внутренней природы.

Политика представляет собой важнейшую часть науки управле ния. Если наука управления призвана обеспечить сохранение, упоря дочение и развитие определенной структуры, то политика — это такая сфера деятельности, которая направлена на отношения между субъек тами (классами, нациями, другими социальными группами), их учас тие в делах государства и использование государственной власти. При этом чем устойчивее та или иная социальная система, тем больше в ней возрастает роль управления. Напротив, в неустойчивых системах, подверженных конфликтности и другим катаклизмам, возрастает роль политики и политической деятельности.

В этой связи было бы едва ли верно сводить предмет политики к отношению субъектов по поводу политической власти. В таком случае из предмета политики исключаются такие сферы, как техническая, экологическая, культурная, регулирующая отношения между полами и т.д. К тому же и сама власть выступает орудием политики лишь по тому, что в ней концентрируется определенная материальная сила. Борьба за власть поэтому напоминает столкновение между борющи-мися за овладение оружием как материальной силой, помогающей одержать победу над противником. В соответствии с этим отношение субъектов по поводу политической власти, проблема самой власти в политике означают политику в узком смысле слова, в отличие от по литики, включающей в себя и другие сферы человеческой деятель ности.

Таким образом, логично предположить, что в будущем социально- справедливом обществе политика не отомрет, как считали до сих пор. Хотя ее функции и изменятся существенным образом, но она тем не менее сохранится.

В то же время предмет политики как науки не следует расши рять, подводить под нее сознательную человеческую деятельность вообще.

Изготовляя орудие труда, вспахивая поле, человек так или иначе руководствуется определенной стратегией поведения. Но это, скорее,

именно стратегия поведения, но не политика. Политика — это такая сфера сознательного человеческого поведения, которая самым тесным образом связана с отношениями между различными социальными группами общества и его структурой.

В соответствии с таким подходом строительство нового завода, со вершенствование механизмов для защиты окружающей среды, ремонт космического корабля и т.д. — это сферы деятельности, подчиненные определенной стратегии, но не являющиеся политикой. В то же время выбор пути технического развития общества, защита общества от за грязнения окружающей среды, развитие космонавтики в целом и т.д. являются предметом политики, так как они хотя и могут не затраги вать систему власти, но затрагивают интересы общества в целом и так или иначе влияют на его структуру.

Поскольку человек и общество функционируют в определенной социальной и природной среде, можно выделить и разновидности по литики: демографическая политика, социальная политика, экономи ческая политика, геополитика. Эти разновидности в свою очередь подразделяются на более мелкие части. Если демографическая поли тика представляет собой концентрированное выражение демографи ческих процессов и путей их решения в данной стране или странах, если экономическая политика выступает продуктом способа произ водства материальных благ, то геополитика — это отражение наиболее эффективных путей самореализации общества в рамках того геополи тического пространства, в котором находится данный народ или народы.

Возникает проблема соотношения политики и морали. Между по литикой и моралью существует как единство, так и различие. Мораль определяет нормы и принципы поведения социальных субъектов, на правленные на обеспечение целостности общества. В отличие от мора ли политика хотя и направлена на обеспечение целостности общества, но обеспечивает его несколько иначе, на основе относительной само стоятельности и активности социальных субъектов как элементов об щественной структуры. Мораль отражает требования общества как целого к своим частям и социальным субъектам. Политика же нередко отражает то, что имеет отношение к свободе воли субъекта и его выбо ру. Мораль призвана обеспечить нормальное функционирование об щества в глобальных масштабах и на длительную перспективу. Прин ципы морали отражают поэтому коренные долговременные законы функционирования и развития общества, его общечеловеческие инте ресы и принципы. В отличие от морали политика занимается более конкретными и менее долговременными вопросами, к тому же она от ражает интересы конкретных социальных субъектов. Именно поэтому

политика должна быть подчинена нравственности и опираться на нее. Поскольку как нравственность, так и политика в конечном счете на правлены на оптимальную самореализацию общества и человека, по стольку политика должна быть нравственной, а нравственность в свою очередь должна учитывать политическую конъюнктуру и не быть апо литичной.

В то же время в силу своей относительной самостоятельности по литика может оказывать обратное влияние на нравственность, моди фицируя ее в ту или иную сторону. Так, например, убийство стариков во время голода в условиях первобытного строя с позиций целого было нравственно, так как это позволяло роду поддерживать свое су ществование, но было безнравственно с точки зрения самих стариков, которых обрекали на смерть.

Политическая рациональность не может быть полностью сведена к нравственным нормам, так как она имеет свои собственные логику и принципы. В то же время она не может в корне расходиться с нравст венными нормами и противоречить нравственности, а должна исхо дить из нее. Если же политика выходит за рамки нравственных норм, то она приобретает безнравственный, аморальный характер.

По-видимому, политику можно уподобить врачу, который при ле чении больного должен следовать принципу «не навреди». Политик, как и врач, осуществляя ту или иную операцию, должен следовать принципу: данная операция может быть оправдана лишь в том случае, если в результате ее проведения положительный результат для опре деленной социальной группы и общества в целом будет намного пре вышать те потери, которые необходимы для ее осуществления. Если же политик выйдет за эти нравственные рамки, то его действия ока-жутся аморальными, и рано или поздно придет возмездие. В связи с этим возникает необходимость в специальной науке — политической этике. Большой интерес представляет также соотношение политики и науки. Поскольку в основе функционирования и развития общества лежат в конечном счете закономерные связи и отношения, то не наука должна находиться на службе у политики, как это случалось неодно кратно, а наоборот, политика должна руководствоваться данными науки и исходить из них. В то же время знания одних научных истин без политики недостаточно для определения конкретной линии пове дения ни социальных субъектов, ни общества в целом в данной кон кретной ситуации. Именно поэтому нельзя противопоставлять науку и политику, так как залог их успеха — во взаимодополнении друг друга. Политика должна быть научной, так как без этого она не до бьется успеха, а научные истины в свою очередь должны конкретизи-

роваться политическими реалиями и действиями, так как без этого наука рискует превратиться в абстракцию, оторванную от жизни. И хотя нередко возникает ситуация, при которой политика подчиняет себе науку, подобная ситуация — пример извращенного состояния по литики и науки. В нормальных условиях наука представляет собой основу политики и политических действий, и в то же время сама ис-пытывает обратное влияние политики.

Следует также, на наш взгляд, отличать науку о политике, или по литическую науку, от политологии. Предметом политологии выступа-ет исследование закономерностей функционирования всей полити ческой сферы общественной жизни. Политология стоит в ряду таких наук, как политическая экономия, социология, культурология. Поли тику же нельзя связывать только с экономической или только с поли тической сферой общественной жизни и тем более лишь с государст венной властью. Политика на современном этапе присуща всем сфе рам и формам человеческой деятельности, и поэтому она так или иначе затрагивает все сферы общественной жизни, где проявляется активность частей по отношению к своему целому, свобода выбора. Именно поэтому и существует техническая, экономическая, экологи ческая, культурная, внешняя и внутренняя политика.

В рамках политической науки различают внутреннюю и внешнюю политику, а также политику международных отношений, включаю щую в себя деятельность субъектов на международной арене. Послед няя представляет собой относительно самостоятельную отрасль поли тической науки, которая все больше стремится приобрести роль от дельной науки в рамках политической науки.

<< | >>
Источник: М.Н. Марченко. Политология. 2003

Еще по теме § 1. Политика как наука и искусство:

  1. Социология как наука
  2. 6.5. Искусство как форма духовной культуры
  3. 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
  4. 6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина
  5. 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ
  6. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА
  7. Социология как наука о культуре - Макс Вебер.
  8. § 1.1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  9. § 1.1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  10. 17. Как развивалась наука?
  11. Экономическая теория как естественная наука
  12. 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  13. 1. Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность
  14. Глава I. Социология как наука
  15. Раздел 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  16. Тема 1 МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА 1.1.
  17. Тема 1. Экономика как наука
  18. Древнекитайские стратагемы как искусство мыслить моделями
  19. Раздел первый СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА