3.3. Политическое господство и легитимность власти

Отношения власти в обществе многообразны, изменчивы. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе, сделать ее спо­собной к выполнению возлагаемых на нее функций, ее необходимо закре­пить в форме политического господства.

Политическое господство означает структурирование в обществе отношений властвования и подчинения, организационное оформление и закрепление разделения управленческого труда и обычно связанных с ним социальных привилегий - с одной стороны, и исполнительской деятельности - с другой. Оно возникает в случае институциализации, превращения в устойчивые отношения, когда в социальной организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать реше­ния, приказывать, разрешать или запрещать. По мнению М. Вебера, «господство означает шанс встретить повиновение определенному при­казу».

Господство - это политический порядок, при котором одни ко­мандуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под де­мократическим контролем вторых. Такой порядок может соответство­вать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего обще­ства или по крайней мере его большинства, хотя в истории человечества политическое господство проявлялось обычно как форма закрепления и средство приобретения социального господства, т. е. привилегирован­ного положения в обществе.

Политическое господство неразрывно связано с эффективностью власти, т. е. степенью выполнения властью своих задач и функций.

Практически это означает гарантированное проведение в жизнь компетентных властных распоряжений с наименьшими затратами и из­держками в самые кратчайшие сроки.

Эффективность власти имеет свои критерии:

1) достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов;

2) рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур вла­сти;

3) эффективный, действенный, своевременный контроль за выполне­нием распоряжений властных структур;

4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и ана­лиза властных распоряжений;

5) наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа;

6) эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.

Господство может по-разному оцениваться гражданами. Положи­тельная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность (от лат. legitimus - законный, правомерный, согласный с законами). М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства (табл. 2).

Легальное господство Традиционное господство Харизматическое господство
Какие правила (нормы) поло­жены в основу Рационально разработанные пра­вила Патриархальные сословные нормы
Глава системы (тип «господи­на») Избранное должно­стное лицо или кол­легиальный орган Монарх или религиозный советник Пророк, военачаль­ник, демагог, лидер
Источник авторитета главы системы Делегирование на основе принципа большинства Традиция или пе­редача по наслед­ству Эмоциональное до­верие «свиты» ха­ризматическому ли­деру
Формы леги­тимности сис­темы Целерациональная вера в коррект­ность предписан­ной системы норм Вера в установлен­ный порядок вещей Аферективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества харизмати­ческого лидера и в выдвигаемые им ценности
Доминирую­щий тип соци­ального пове­дения Инструментальное или целерацио- нальное социаль­ное поведение Традиционное со­циальное поведе­ние Эмоциональное социальное пове­дение

*

Цыганков А.П.

Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М.: Интерпракс, 1995, с. 65.

Традиционное господство обусловлено традициями, нравами, привычкой к определенному поведению и основано на вере в закон­ность, священность существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы выступают как основа отношений господства и подчи­нения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и не­подчинение им ведет к применению установленных обществом санк­ций. М. Вебер в традиционном обществе выделял различные виды гос­подства: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримональное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего.

Харизматическое господство (от греч. charisma - божественный дар) - экстраординарная способность, свойство, качество индивида, да­рованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В этом случае лидер верит в свое призвание, а последователи ве­рят в лидера.

Харизматическое господство возникает главным образом в усло­виях социально-политического кризиса. Оно способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые при­писывают вождям необыкновенные свойства. Лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее присутствие. Для поддержания харизмы необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу и т. д. Как только они исся­кают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а сле­довательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традици­онное или легальное господство.

Легальное (рационально-бюрократическое) господство основыва­ется на признании добровольно установленных юридических норм, на­правленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

Американская школа политологии (системный анализ власти) создала более функциональную концепцию легитимности, которая дает возможность изучать ее эмпирическим путем.

Д. Истон и его последователи утверждают, что условием леги­тимности политической власти являются определенные социально- психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение вла­сти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Легитим­ность в их представлении - это «степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки». Этот под­ход позволил им провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и спе­цифическую легитимность.

Диффузная легитимность представляет собой общую (фундамен­тальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоцио­нальную) поддержку идеям и принципам политической власти, незави­симо от результатов ее деятельности.

Специфическая легитимность ситуативна, кратковременна, ори­ентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует.

В современной науке существуют и другие подходы к типологии легитимности. Так, Ж. Л. Шабо, выделяя в структуре властных отношений двух главных участников - управляемых и управителей, считает, что по­литическая власть легитимизируется прежде всего относительно них. Та­ким образом, она должна соответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая легитимность) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая легитимность).

Демократическая легитимность - это перенос на все общество ме­ханизма принятия решения индивидом; выражение свободной воли, но в том смысле, что данная коллективная свободная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения.

Технократическая легитимность связана с умением властвовать, что связано с двумя параметрами: способами доступа к власти и содер­жанием процесса ее осуществления.

Также политическая власть, по мнению Ж. Л. Шабо, может леги­тимизировать себя относительно субъективных представлений о желае­мом социальном порядке (идеологическая легитимность) или в соответ­ствии с косметическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая легитимность).

Идеологическая легитимность основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения. Политическая власть укрепляет себя, стараясь реализо­вать такие идеи.

Онтологическая легитимность - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

В литературе выделяются три уровня легитимности власти:

1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внут­ренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ее провозгласили; источник легитимности - идео­логические ценности;

2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности - специфические по­литические структуры;

3) персональный: в основе - одобрение данного властвующего лица; источник легитимации - личный авторитет правителя (табл. 3).

Таблица 3

Уровни легитимности власти

Источник леги­тимности Режим Авторитеты
Идеология Идеологическая легитимность
Внутренняя убежденность в законности режима Внутренняя убежденность в законности авторитетов
Структура Структурная легитимность
Беспристрастная вера в законность структуры и норм Перенесение веры в структуру на авторитеты
Персональные качества Персональная легитимность
Перенесение веры в авто­ритеты на структуры и нормы самого режима Беспристрастная вера в закон­ность авторитетов на основе личных качеств

Таким образом, легитимность представляет собой определенный, ис­торически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согла­сия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.

Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспе­чить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается - оправдание такого принуждения, использование силы.

Показателями легитимности власти выступают: уровень принужде­ния, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского непо­виновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций, шествий, пикетов в поддержку власти (или оппозиции) и т. д.

Легитимность сочетается с противоположным ей процессом деле- гитимации (утрата доверия, лишение власти и политика общественного кредита). Причины делегитимации:

1) противоречие между универсальными ценностями, господ­ствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующих элит;

2) противоречие между идеей демократии и социально-полити­ческой практикой, что проявляется в попытках решить проблемы сило­вым путем, нажимом на средства массовой информации;

3) отсутствие в политической системе механизмов по защите ин­тересов народных масс;

4) нарастание бюрократизации и коррумпированности;

5) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных го­сударствах, проявляющийся в отвержении федеральной власти;

6) потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкно­вение разных ветвей власти.

Для поддержания легитимности власти используются различные средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление исполь­зовать традиции населения в законотворчестве и при проведении реаль­ной политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите и охарактеризуйте типы легитимности политиче­ской власти, предложенные М. Вебером.

2. Обоснуйте предпосылки и перечислите проявления «кризиса легитимности» политической власти.

3. Выявите отличительные признаки политического господства и легитимности власти.

4. Охарактеризуйте процесс легитимации политической власти.

5. Определите типичные черты и функции политического господства.

<< | >>
Источник: Меркулов П.А.. Политология: Учебник для бакалавров, обучающихся по спе­циальности 39.03.03 «Организация работы с молодежью».Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, - 328 с.. 2015

Еще по теме 3.3. Политическое господство и легитимность власти:

  1. 5.2. Легитимность политической власти
  2. 3. Легитимность и легитимация политической власти
  3. Вопрос 10 ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
  4. 44. ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ, ЕЕ ТИПЫ И ПРИЗНАКИ ПАДЕНИЯ ЕЕ ЛЕГИТИМНОСТИ
  5. 10. Легитимность власти
  6. § 4. Легитимность власти
  7. § 11. Классификация легитимной власти
  8. Легитимность и политическая стабильность
  9. 2. Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX – начала ХХ вв.
  10. 3. Политическая власть
  11. 7. Политическая власть: сущность и ресурсы