<<
>>

1.3. Политические учения Средневековья

Особенности политических учений этого этапа: перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церк­ви, к проблемам религии, безраздельное господство католической церкви в духовной жизни; политическая наука стала отраслью бого­словия, догмы религии приобретали форму законов; социально- политическая мысль развивалась усилиями религиозных деятелей; обоснование теологической теории появления государства и полити­ческой власти.

Ведущие мыслители этого периода: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Иоанн Солсберийский и др.

Августин Блаженный (354-430 гг.), римский идеолог и дея­тель христианской церкви, заложил основы христианской политиче­ской теории. Его политические идеи изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и др. Августин соединил свою концеп­цию «лучшей жизни» (счастье от Бога) с возможностями и способно­стями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, не любит порок из-за человека, но ненави­дит порок и любит человека.

Резко противопоставляя церковь и го­сударство, Августин стремился обосновать верховенство церкви над светской властью.

Государство рассматривалось Августином как часть универ­сального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство - это множество людей, объединенных общественными связями.

Формы правления различались Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Глав­ными среди них он считал моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся дос­тойными того, чтобы им подчиняться.

Государство, по мнению Августина, ставящее своей целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы (дьявола). С тех пор как государство включает в себя дьяволь­скую волю, оно становится общественным тираном. Только государ­ство Божие обладает истинной правдой, и в нем осуществляется все­общее стремление к единству и вечному миру.

Своим утверждением о том, что «град земной», т.е. государст­во, связан с царством дьявола, Августин Блаженный положил начало многим средневековым ересям. Но в то же время он развивал идею обновления «града земного» в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и человека.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.), итальянский философ и теолог, основатель томизма, в своем трактате «О правлении госуда­рей» пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догма­ми.

Его воззрения базировались на следующих посылках: сущ­ность власти устанавливается богом, поэтому в интересах обществен­ного целого необходимо беспрекословное выполнение каждым чело­веком своих обязанностей; государство также является божественным установлением; допущение, что могут быть злоупотребления вла­стью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение; государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.

Иоанн Солсберийский (ок. 1115-1180 гг.), английский бого­слов и юрист, автор трактата «Поликратик», выдвигал идею ограни­чения светской власти за счет авторитета церкви и первым в Западной Европе систематизировал политическую теорию.

Согласно его учению, чтобы стать государем, человек должен быть избранным Богом, т.е. получить одобрение церкви. Государь для общества - то же, что голова для живого организма. Но править он может как ради общего блага, так и в своих собственных порочных интересах. Во втором случае правитель является тираном. Поскольку любая власть от Бога, люди должны подчиняться даже тиранам, но до тех пор, пока они не нарушают божественных законов и заповедей. В последнем случае «убить тирана не только законно, но и правильно и справедливо».

<< | >>
Источник: Зеленков М.Ю.. Политология (базовый курс). - М.: Юридиче­ский институт МИИТа, - 302 с.. 2009

Еще по теме 1.3. Политические учения Средневековья:

  1. 9. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА
  2. 10. Политические и правовые учения в Древнем Риме
  3. 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока
  4. Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И УЧЕНИЯ В РОССИИ XI-XX ВВ.
  5. 9. Политические н правовые учения в период упадкадревнегреческих государств
  6. 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
  7. 21. Политические представления средневекового общества
  8. 2. Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения.
  9. Общественная и политическая системы средневековья
  10. 2. Как выглядела политическая карта Европы в раннее Средневековье (конец V—середина ХI в.)?