2.3. Политические учения Нового времени 2.3.1. Политические учения европейского социализма ХУ1-ХУ11 вв.
Виднейшими представителями утопического социализма указанного периода были Т. Мор (1478-1535), автор "Утопии"(1516), и Т. Кампанелла (1568-1639), создатель "Города Солнца" (1602). Эти сочинения содержат резкую критику социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации.
Корень всех зол - частная собственность.
В ней авторы видят причину нищеты масс, преступности, всяческих несправедливостей. Т. Мор утверждает в "Утопии", что пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма на правильное и успешное течение государственных дел. Реально существующему обществу он противопоставляет воображаемую страну (Утопию), в которой нет частной собственности не только на землю и средства ремесленного производства, но и всю производимую продукцию.Почти все мужчины и женщины должны постоянно трудиться под надзором специальных должностных лиц, пользуясь взамен правом получения необходимых средств для жизни с общественных складов. Тем самым полностью устраняются условия для проявления негативных сторон человеческой природы (эгоизма, алчности, жадности), питающихся частной собственностью, и исключается опасность появления социального неравенства.
Определенные непривлекательные работы (забой скота, вывоз нечистот и т.д.) должны были исполняться рабами, статус которых не был наследственным.Утопия - государственно-организованное общество, с очень четко прописанной структурой публичной власти и порядком ее формирования. Каждые 30 семейств избирают должностное лицо - филарха, 10 филархов - одного протофиларха. На специальном собрании филархи тайным голосованием избирают из четырех названных народом кандидатов пожизненного правителя государства (принцепса), который может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, который состоит из старых, умудренных жизненным опытом граждан, избираются ежегодно. Принцепс с участием сената и народного собрания решает важнейшие вопросы: администрирование, составление хозяйственных планов, учет и
распределение произведенной продукции.
Предлагавшееся Т. Мором государственное правление представляло собой попытку творческого соединения позитивных черт демократического, олигархического и монархического правления.
У Т. Кампанеллы в "Городе Солнца" критика существующих социально- экономических и политико-юридических отношений не занимает столь заметного места, как у Т. Мора. Его внимание сосредоточено на жизнеустройстве города-государства соляриев. Система политической власти в нем складывается из трех ветвей, создаваемых применительно к трем основным видам деятельности и "заведующих" каждой из них. Это военное дело, наука, а также воспроизводство населения, его воспитание и обеспечение пищей и одеждой. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчиняются три начальника, в распоряжении которых находятся, в свою очередь, по три должностных лица.
Во главе управления находится верховный правитель - Метафизик, превосходящий всех граждан ученостью, талантами, опытом, умением и опирающийся на трех высших советников - Мощь, Мудрость, Любовь.
Ему как главе светской и духовной власти принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам. Свою должность Метафизик занимает лишь до тех пор, пока среди соляриев не появится человек, пребвосходящий его во всем. В этом случае он сам должен уступить последнему свою власть. Метафизик и трое его советников - единственные из магистратов, положение которых и существующие между ними отношения неподвластны воле народа. Все остальные начальники и должностные лица могут занять свой пост только по выбору.Как и у Т. Мора, в "Городе Солнца" господствует общественная собственность и уравнительное распределение всех произведенных благ. Должностные лица должны заботиться не только о повседневной жизни всех граждан, но и об их воспитании и обучении.
Содержание "Города Солнца" демонстрирует со всей очевидностью наличие у социалистов того времени двух противоречивых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных, профессиональных и прочих качеств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сосуществует с практически полным пренебрежением к отдельной человеческой личности, его самостоятельности, инициативности, неповторимости. Абсолютно доминируют интересы государства, и только через эту призму рассматриваются интересы частных лиц.
Это подтверждается и их политико-юридическими воззрениями, для которых характерно пристальное внимание к вопросам законодательства, которое должно утвердиться в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности имущества и принципах коллективизма, и почти полное игнорирование прав и свобод индивида, его правовых отношений с государством.
Еще по теме 2.3. Политические учения Нового времени 2.3.1. Политические учения европейского социализма ХУ1-ХУ11 вв.:
- 10. Политические и правовые учения в Древнем Риме
- 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока
- Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И УЧЕНИЯ В РОССИИ XI-XX ВВ.
- 9. Политические н правовые учения в период упадкадревнегреческих государств
- 3. Политические идеи Нового времени
- 3. Политические концепции Нового времени.
- 23. Реформация и политические идеи нового времени
- 19. СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ
- 42. ТИПЫ УЧЕНИЯ
- Дискуссия «Политические партии России: участники политического процесса или "пятое колесо" политической системы?»
- 7. УЧЕНИЯ ПЛАТОНА