<<
>>

1.5. Политические учения эпохи Просвещения и эпохи Нового времени

Особенности и характерные черты этого периода: формирова­ние либеральной политической идеологии; обоснование необходимо­сти разделения властей; характеристика правового государства; анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; формирование концепции прав человека и гражданина.

Ведущие мыслители этого периода: Ш.Монтескье, Ж- Ж.Руссо, И.Кант, Г.Гегель и др.

Шарль Монтескье (1689- 1755 гг.), французский просвети­тель, автор труда «О духе законов», в котором он изложил теорию разделения властей. Верховенство права, по мнению Монтескье, мо­жет быть обеспечено лишь взаимным сдерживанием и разделением властей на: законодательную, исполнительную и судебную власти.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.), французский философ, в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения «естественное состояние» догосударственного человечества и идеальную модель возможного общественного уст­ройства.

Постоянные столкновения могущественных и обездоленных людей, по мнению Руссо, приводят, главным образом, первых к по­требности в гражданском мире, который обеспечивается заключением общественного договора.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.), немецкий философ, в труде «Метафизика нравов» обосновал, что государство - это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Гражданин в этом государстве, считал Кант, должен обладать той же возможно­стью принуждения властвующих к точному и безусловному исполне­нию закона, которой обладает властвующий в отношении к гражда­нину. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общение с их взаимными выго­дами для различных государств.

Георг Гегель (1770-1831 гг.), немецкий философ, в основном своем труде «Философия права» осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер граж­данского общества и государства. Гражданское общество, по Геге­лю,- опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей, которая возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений. Гегель считал, что гражданское общество - сфера раз­вёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей, государство - сфера общего и всеобщего (всеобщее - есть только право и должно распространяться на всю область особенного).

<< | >>
Источник: Зеленков М.Ю.. Политология (базовый курс). - М.: Юридиче­ский институт МИИТа, - 302 с.. 2009

Еще по теме 1.5. Политические учения эпохи Просвещения и эпохи Нового времени:

  1. 20 ПОЛИТИКА И ПРАВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  2. 16. ПОЛИТИКА И ПРАВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  3. ТЕМА 13 Церковь феодального времени Процессы интеграции и дезинтеграции в социально-политической жизни Европы. Культура феодальной эпохи
  4. 2. Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения.
  5. 3. Политические концепции Нового времени.
  6. 3. Политические идеи Нового времени
  7. 23. Реформация и политические идеи нового времени
  8. КОНЕЦ ЭПОХИ
  9. ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
  10. 22. Политико-правовые воззрения эпохи возрождения
  11. Письмо микенской эпохи
  12. 14.2. Россия эпохи Николая I
  13. 14.2. Россия эпохи Николая I
  14. 14.2. Россия эпохи Николая I
  15. Лаконика и Мессения в никенскую и гомеровскую эпохи
  16. 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  17. ЯЗЫК СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ