<<
>>

2.1. Политические учения древности

Эпоха античности дала нам два имени, с которыми связаны вершины политико- философского осмысления социальной реальности того времени - Платон и Аристотель.

Платон (427-347 гг. до н.

э.)- великий древнегреческий философ, автор таких выдающихся произведений, посвященных политической проблематике, как "Государство", "Политика", "Законы".

Политические взгляды Платона и Аристотеля формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей, нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом носили общий, философско-религиозный характер. Само государсво-полис рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а место и роль государства необычайно возвеличивались. Оно выступало как "творение природы", как реализация естественной потребности человека- существа общественного, "политического животного"- в общении и совместной деятельности, как высшая форма такого общения, а задача политического знания виделась в нахождении оптимального государственного устройства.

Не случайно глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особенно важный вклад Платона (и Аристотеля) в развитие политической мысли. Он также выдвинул идею поисков наилучшего государственного устройства на путях создания смешанной формы правления, сочетающей преимущества разных форм государства.

Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Поскольку государство, политика должны базироваться, прежде всего, на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости.

Наиболее близким реальным примером такой форма правления была тогда аристократическая Спарта. Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди которых выделяются тимократия - государство заслуженных воинов. Составляющих второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; и демократия- власть бедных, народа, землевладельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия.

Платон решительно выступал против демократии как власти многих (большинства), которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике. Ибо она связана с неуважением знания и заслуг, с уравнительностью. Некомпетентностью, непредсказуемостью. Порождаемая ею тирания - наихудшая из форм государства. По его мнению, разгул свободы и демократии неизбежно ведет к рабству и тирании большинства. В то время демократия воплощалась в устройстве Афин. Тем не менее, в своем позднейшем произведении "Законы" Платон признал идеальной такую форму государства, которая сочетает в себе признаки монархии и демократии.

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.)- выдающийся древнегреческий философ, анализировал и совершенствовал понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Он развил идеи своего учителя о формах государства. В основе его классификации этих форм лежат, с одной стороны. Количественный критерий, то есть количество лиц, осуществляющих правление в государстве. С другой, качественный критерий. То есть цели государственного управления. В итоге формы государства подразделялись им на три "правильные" и три "неправильные". "Правильные"- это монархия ( правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление большинства), при которых власть преследует цель достижения общего блага;

"неправильные" формы - это тирания, олигархия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды.

Олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных) рассматривалась в этой связи как основные формы правления, различное сочетание которых создает другие формы правления.

Симпатии Аристотеля на стороне политии, ибо она как смешанная форма ("золотая середина") сочетает в себе преимущества других форм: добродетели от аристократии, богатства от олигархии, свободы от демократии. Власть в политии принадлежит воинам. Примерами ее тогда могли служить Спарта и Крит. Причину смены различных государственных форм Аристотель видел в одностороннем преувеличении места и роли тех или иных черт и принципов, лежащих в основе различных государственных форм, и в связанном с этим нарушением принципа справедливости.

Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских деятелей, прежде всего, у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э. )- знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя. Вслед за Платоном и Аристотелем он видел в государстве "дело народное", выражение и защиту общего интереса. Общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Как и Аристотель, он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступает право, закон. Различая по числу правящих три основные формы правления: власть царя, власть аристократии, и власть народа (демократию), Цицерон также исходил из того, что наиболее разумна и пригодна такая смешанная форма, которая равномерно сочетает в себе привлекательные качества каждой из них: благоволение, мудрость, свобода. Только это способно обеспечить прочность государства и правовое равенство граждан.

Итак, уже в древности в рамках всеохватывающего философского знания сложились и развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие вопросы, как сущность, происхождение, цели, основные формы и пути развития государства, его воздействие на граждан и др.

Главное из них - поиск основ наилучшего порядка и правления, обоснование идеи необходимости привлечения к управлению именно тех. Кто действительно умеет управлять. Отсюда - признание в целом аристократии, монархии и отказ от демократии и охлократии, выбор смешанных умеренных форм правления, отрицание деспотизма и тирании. Политические взгляды того времени носили чаще всего достаточно общий характер, не опирались обычно на соответствующий эмпирический материал, хотя и разрабатывались нередко в тесной связи с наблюдением за политическим развитием реальной жизни в городах-полисах. Уже в то время были введены такие важнейшие для политического знания понятия, как "политика","власть","государство","закон","право","республика","демократия","монар хия","аристократия", "олигархия", "тирания", "деспотия", "свобода" и многие другие. Политические идеи древности оказали большое влияние на последующее развитие политической мысли.

<< | >>
Источник: Соловьев В.Ю.. ПОЛИТОЛОГИЯ. Текст лекций.. 2001

Еще по теме 2.1. Политические учения древности:

  1. 1. Политическая мысль классической древности.
  2. 10. Политические и правовые учения в Древнем Риме
  3. 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока
  4. Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И УЧЕНИЯ В РОССИИ XI-XX ВВ.
  5. 9. Политические н правовые учения в период упадкадревнегреческих государств
  6. 19. СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ
  7. 2.3. Эпоха поздней Древности
  8. 2.3. Эпоха поздней Древности
  9. 2.3. Эпоха поздней Древности
  10. 42. ТИПЫ УЧЕНИЯ
  11. Дискуссия «Политические партии России: участники политического процесса или "пятое колесо" политической системы?»
  12. 1. ПОЛУОСТРОВ ИНДОСТАН В ДРЕВНОСТИ
  13. 3. Южноаравийские государства в древности
  14. 5. ХОД ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ, СЛОЖИВШИХСЯ В РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ
  15. 7. УЧЕНИЯ ПЛАТОНА
  16. 6. Учения старших софистов
  17. 36. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАРКСИЗМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ