<<
>>

2. Политические идеи Средневековья и Возрождения

В эпоху Средневековья в трактатах таких религиозных мыслителей, как Августин (354-430) и Фома Аквинат (1225—1274), предпринимались попытки обосновать регулирующую роль церкви по

30Марк Туллий Цицерон (106—43) — один из ярких представителей античной эпохи, знаменитый древнеримский оратор, адвокат, политический деятель и мыслитель.

Широко образованный, обладающий острым умом и талантом яркого писателя, он оставил ряд выдающихся работ, которые вошли в сокровищницу мировой культуры, среди них диалоги: «О государстве», «О законах» и др.

24

отношению к политической власти. Августин, живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в условиях, с одной стороны, возрастающего авторитета христианства31, с другой стороны, ослабления и распада государственной власти, приведших к взятию и разгрому Рима готами. В ситуации разрыва политических связей, ранее скреплявших Римскую империю, и нарастания хаоса Августин ставит вопрос о соотношении двух властей (власти светской и власти церковной) и пытается доказать главенствующую роль божественной (церковной) власти, поставить государство под контроль христианской церкви.

Практическая реализация этой идеи наблюдается в попытках утверждения в Европе папоцезаризма. В ранний период Средневековья папа Геласий I (492-496), опираясь на идеи Августина, четко разграничивал сферы церковной и светской власти, сформулировал принцип дуализма светской и церковной власти, показал связь этих двух начал. В религиозных вопросах император подчиняется верховному иерарху, а в мирских делах клир подчиняется императору. Эта «точка зрения о разделении властей и о взаимоотношениях между ними была общепринятой вплоть до XI века»32. Однако с XI века усилиями папы Григория VII принцип верховной власти пап начинает распространяться и на политическую жизнь.

Принятый при Григории VII документ под названием «Диктат папы» (1075), содержит следующий пункт: «Папа вправе низлагать императоров». Согласно этому положению папа особенно внимательно должен следить за правителями и князьями. Если король следует не за Богом и церковью, а руководствуется своей волей, то он теряет право на власть. Папа обладает полным правом наказывать и миловать, низлагать светских правителей или вновь давать им власть. Но требования вассальной верности не удалось распространить на все европейские княжества. Вместе с тем важно подчеркнуть, что в борьбе с таким видением властного устройства начинают формироваться различные образы земной

31 К примеру, в 313 г. император Константин принимает закон, согласно которому христианство становится государственной религией. 32 Гергей Е. История папства. М., 1966. С. 49.

25

власти. К примеру, во Франции в этот период феодалы стали поддерживать идею независимой от папы, но зависимой от феодалов королевской власти.

Следует отметить, что именно в этот средневековый период обозначился переход от древней политической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, началам дифференциации государства и гражданского общества. Действительно, в Древнем мире политика характеризовалась высшим искусством (Аристотель), общество не мыслилось иначе как политически объединенным народом, государство представлялось в качестве высшей ценности для гражданина. «Из всех общественных связей для каждого из нас наиболее важны, наиболее дороги наши связи с государством»33 — вот наставление мыслителя, гражданина и государственного деятеля Цицерона римской молодежи. Все альтернативы властного устройства рассматривались в рамках нерасчлененного общества- государства. Древний мир не знал отделенного от общества государства и отделенной от государства религиозной сферы.

В противоположность этому средневековая культура раскалывается, появляются ценности, альтернативные государству.

В раннехристианской мысли отсутствует «обожествление» государственной власти, что было характерно для древневосточной культуры и императорского периода Рима.

В Средневековье наряду с государством и вне его появляется религиозный институт — церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Более того, четко просматривается как в теоретической мысли (Августин, Аквинат), так и во всей средневековой культуре тенденция возвышения религиозно-духовных образцов над политическими, выполнения первыми в лице церкви контрольно-регулирующей функции по отношению к государству. Возникает идея и развивается институт внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти.

33 Цицерон. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М., 1999. С. 316.

26

Но чтобы появился такой альтернативный государству институт, как церковь, история должна была принести ему в жертву многообразие древнегреческой и римской классики, плюрализм богов и философий. В средневековую эпоху история сконцентрировала дух и верования в одной церкви. Стала зарождаться сила, способная конкурировать с государством, вести с ним диалог о власти.

Именно в связи с этим можно говорить о началах формирования идеи и практики гражданского общества в европейской культуре, началах формирования иных идеалов, более значимых, чем политические. Именно здесь начинает вызревать понимание земной власти как неизбежного зла (зло вытекает из природы человека как творения свободного), необходимости ограничения власти государства (царства дьявола) во имя защиты духа человеческого. Характерно, что именно в этот период появляется тема сопротивления земной власти, выдвигается идея различения таких аспектов власти, как ее сущность, происхождение и реализация. В европейской политической мысли этим проблемам большее внимание уделял Фома Аквинский, в русской политической мысли — Иосиф Волоцкий. Таким образом, в средневековой литературе в религиозно-философской форме получает теоретическое обоснование идея и практика необходимости регулятивного воздействия на политическую власть.

В Византии разрабатывался иной механизм взаимодействия церкви и государства: на основе принципа симфонии, то есть взаимного их согласия при сохранении независимости.

Государство признавало для себя внутренним руководством закон церковный, а церковь считала себя обязанной повиноваться государству34.

Однако при всех различиях альтернативных концепций государства, возникших в христианской литературе, важно подчеркнуть, что церковь в них выступила институтом социальной регуляции власти. Альтернативные модели власти (верховенство церковной власти, симфония двух властей и др.) в лице церкви получили механизм воздействия на власть в духе того или иного идеала. Таким

34См.: Булгаков С. Православие и государство // Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991. С. 333.

27

образом, в историческом плане церковь впервые выступила институтом регуляции власти, находящимся вне власти. И шаг, который затем сделал Макиавелли35, был уже предуготовлен ранее религиозными мыслителями, которые выделяли мир (мирские дела) и два учреждения в нем: церковную и королевскую власть. Так государство и общество стали рассматриваться как отдельные институты. Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения. Работы: «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия» и др.

Во взглядах на политику и власть активно проводил антитео кратические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые «фортуну» и «доблесть». В контексте размышлений автора под фортуной имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, под доблестью — личные способности и таланты государя (субъективный фактор) в решении политических задач.

Макиавелли отделяет сферу политику и власти от морали и религии, провозглашая первые автономной системой ценностей. Тем самым он открыл путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной области человеческой деятельности и отдельного объекта научного анализа. И этот путь исследования политики оказался плодотворным. Однако при абсолютизации такого метода рассмотрения политики утрачивается полнота общественных связей, разрывается целостность социокультурной ткани, обедняется и искажается само понимание сути политики.

Макиавелли вводит в научный оборот понятие «государство» (stato — от латинского status «состояние») для обозначения политически организованного общества, для которого главным является вопрос о приобретении и удержании политической власти. До

35 Общим местом стало в научной литературе утверждение о том, что Макиавелли отделил власть от религии, утвердил государство как автономную систему ценностей (См.: Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т. 1.С. 648). Если и представлять эту точку зрения справедливой, то только с учетом того, что ранее сделали религиозные мыслители в деле дифференциации власти церкви и власти князя.

28

Макиавелли для обозначения государства, как указывает известный современный исследователь творческого наследия итальянского мыслителя Е. И. Темнов, в литературе широко использовались понятия царство, империя, республика, монархия, тирания, полис, цивитас, принципат, доминат, деспотия, султанат и др.36 Однако после работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось используемое им латинское «stato» (staat — в немецком, state — в английском, etat — в французском, estado — в испанском, stato — в итальянском).

Макиавелли считал изменение соотношения сил между народом и знатью одной из основных причин политической динамики. В стабильных условиях, считал он, предпочтительно республиканское правление, для осуществления же важных преобразований или преодоления хаоса необходима монархия.

<< | >>
Источник: В. И. Буренко ,В. В. Журавлев. Политология. 2004

Еще по теме 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения:

  1. 2. Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения.
  2. 14 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕРЕСЯХ
  3. 23. Реформация и политические идеи нового времени
  4. 3. Политические идеи Нового времени
  5. 18. Политические идеи Илариона
  6. 19. Политические идеи Владимира Мономаха
  7. 20. Политические и правовые идеи «нестяжательства»
  8. 23. Политические и правовые идеи И.С. Пересветова
  9. 33. Политические и правовые идеи патриарха Никонаи протопопа Аввакума
  10. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  11. *12. Политические и правовые идеи первоначального христианства