<<
>>

2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.

XVII век в развитии политической мысли начинается с осмысления проблематики, поставленной событиями тяжелейшего Смутного времени. Первой скрипкой здесь, бесспорно, были размышления Ивана Тимофеева (ок.

1555-1631) о наблюдаемых им событиях. В своем «Временнике» он уделяет значительное внимание проблемам происхождения и сущности власти, выделяет законные и незаконные правила восшествия на престол, раскрывает особенность выборного учреждения власти, обосновывает вывод о сословно-представительном правлении как лучшей форме организации государственной власти, размышляет о причинах беззаконий во времена Ивана Грозного, развивает идею сопротивления народа произволу властей.

Если Иван Тимофеев исследовал вопрос о том, как избежать бедствий, порождаемых тиранством, то Юрий Крижанич (1617— 1683) среди большого круга проблем, рассмотренных в работе

54

«Политика», подчеркивает угрозы для общества, таящиеся в ослаблении власти. Поэтому, с одной стороны, он отрицает право народа на восстание, за которым следует смута, хаос, ослабление власти и угроза утраты государства, но с другой стороны, разрабатывает совокупность гарантий от тирании, обращая особое внимание на роль законов в этой системе гарантий.

Ю. Крижанич известен как горячий сторонник единения славянских народов вокруг русского народа. Он проявлял большой интерес к вопросу о роли государства в экономике. Эта проблема в русской политико-правовой мысли получила основательное развитие в размышлениях видного политического деятеля и дипломата А. Л. Ордина-Нащо-кина (1605—1680), который указывал на необходимость всемерного поощрения предпринимательства, развития городского самоуправления.

XVIII век в русской политической мысли проходил под знаком идеи абсолютизма, при этом внимание российских авторов концентрировалось на идее «просвещенного абсолютизма».

В указанном направлении развивали свои взгляды И. Т. Посошков (1652— 1726), Феофан Прокопович (1681-1736), В. Н. Татищев (1686— 1736). Данью веяньям времени отличалась императрица Екатерина II (1729—1796), размышлявшая в духе идей европейского Просвещения о государственных преобразованиях в известном «Наказе». Однако поскольку политическая жизнь российского общества была слишком далека от реформаторских проектов, завершается этот век резкой критикой абсолютизма и радикально-республиканскими идеями А. Н. Радищева (1749-1802).

Вступление России в XIX век ознаменовалось возрождением надежд на позитивные перемены, благоприятные для страны перспективы. Это было связано с восшествием на престол Александра I и сразу последовавшими многообещающими начинаниями, о которых впоследствии Пушкин скажет: «Дней Александровых прекрасное начало».

Ослабли радикальные суждения (Радищев). Благодаря усилиям дворянских либеральных просветителей — В. Ф. Малиновского (1765-1814), В. В. Попугаева (1779-1816), А. П. Куницына (1793-1840) и др. — возобновилась разработка идей естественного права и договорного происхождения государства, стали распространяться мысли о разделении властей и осуществлении законодательной

55

функции в России представителями народа. «Законы для народа и им устанавливаются. Депутаты каждой провинции подадут верный способ познать настоящий образ мыслей народа. Законодательство хорошее невозможно без общего соучастия. Воля общая есть верховный властитель, а власть общая может быть приобретена только по договору» — такого рода идеи стали приобретать все большее распространение в образованных кругах российского общества. В теоретической и практической деятельности М. М. Сперанского проявилось стремление к реализации этих идей.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) — известный российский реформатор и политический мыслитель. Работы: «Размышления о государственном устройстве империи», «О духе правительства» и др.

Вслед за европейскими мыслителями Сперанский обосновывал необходимость разделения законодательной, исполнительной и судебной власти с целью обеспечения политической свободы в России.

Подчеркивая взаимосвязь политической и гражданской свободы, он говорил о важности ликвидации крепостничества в России как необходимом условии утверждения свободы. Понимая свободу как закон, равно на всех действующий и всеобъемлющий, он отмечал необходимость утверждения в России конституционного правового государства. В целях координации разделенных властей Сперанский выдвинул идею создания Государственного совета.

На либеральные проекты и робкие шаги в сторону реформ в начале XIX века последовала консервативная реакция. В 1811 г. появляется записка известного русского историка и политического писателя Николая Михайловича Карамзина (1766—1826) «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В ней автор, выступая с консервативно-охранительных позиций, доказывает губительность для России реформаторских преобразований, настаивает на необходимости сохранения и укрепления самодержавной власти, коей Россия была обязана спасением и величием. Идеалом раннего Карамзина было республиканское правление, обозначавшее свободу и безопасность для всех граждан. Однако утверждение республики связано с высоким нравственным развитием общества. Для России наиболее приемлемой формой правления, по мнению Карамзина, является само - 56

державная монархия. В духе консерватизма историк доказывает, что самодержавие укоренилось в русском народе, который всегда чувствовал необходимость повиновения: «Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми — государь, единственный законодатель, единовластный источник властей. Вот основание российской монархии, которое может быть утверждено или ослаблено правилами царствующих». Однако самодержавную монархию Карамзин отличает от абсолютной монархии. В современной литературе это часто не замечают, причисляя русского историка к сторонникам абсолютной монархии. Существо отличия, на которое указывал сам автор, в том, что самодержавный монарх, выступая законодателем, не имеет права нарушать традиции и обычаи, укоренившиеся в народе русском.

Эта позиция явилась теоретической основой для осуждения Карамзиным либеральных реформ Александра I и М. М. Сперанского. Самодержавие — основа России, но из этого не следует, пишет Карамзин, чтобы государь, единственный источник власти, имел причины унижать дворянство, столь же древнее, как и Россия,

Накануне войны с Наполеоном в стране стало наблюдаться попятное движение, наступили времена политического застоя, а затем и реакции. Исчезли надежды на преобразовательные способности самодержавия. Поэтому после победы над французами снова начинают распространяться радикальные проекты коренного преобразования государственного устройства в России. Авторами наиболее разработанных программ переустройства власти выступили организаторы декабристского движения П. Пестель и Н. Муравьев.

Никита Михайлович Муравьев (1796-1843) — декабрист и политический мыслитель. Автор трех известных проектов российской конституции. Опираясь на европейские идеи и американский опыт того времени, Муравьев обосновывает необходимость отмены крепостного права в России и провозглашения для всех ее жителей равных прав и свобод, среди которых свобода слова и передвижения, свобода совести и свобода заниматься любым делом. Политической основой реализации проекта переустройства России он определял конституционную монархию. Разрабатывал механизм утверждения в России принципа разделения властей. Согласно конституции Муравьева, законодательная власть должна

57

принадлежать народному вече, исполнительная — правительству во главе с монархом, судебная власть — осуществляться системой судов. Автор достаточно убедительно доказывал необходимость федеративного устройства России.

Павел Иванович Пестель (1793-1826) — известный декабрист и политический писатель. Работа — «Русская правда». Опираясь на европейские идеи естественных прав человека и договорного происхождения государства, он резко критиковал крепостничество и абсолютную монархию как изжившую себя форму правления в России. Исходил из того, что народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства.

Его позитивная программа предполагала безвозмездное наделение всех крестьян землей, утверждение республиканского правления на основе избирательного права, предоставляемого лицам мужского пола. Пестель рассматривал возможность федеративного устройства России, исходя из того, что в России множество племен и народов, религий и все это невозможно учесть, управляя из одного центра. Однако его модель государства выглядит унитарным устройством.

После подавления декабристского восстания и жестокой расправы над его участниками стала очевидной бесполезность разработки политико-правовых проектов и программ в ближайшее время. Общественно-политическая мысль углубилась в теоретическое, философское осмысление путей развития России. В ЗО-е годы у П. Я. Чаадаева (1794—1856) появляется идея особого пути развития России. «Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем традиций ни того, ни другого»43. Концептуальное оформление эта идея получила в доктрине славянофильства, ранние представители которого (А. Хомяков (1804 1860), И. Киреевский (1806-1856), К. Аксаков (1817— 1860) обосновывали особенности государственно-правового устройства России посредством обращения к исторически сложившемуся специфическому отношению народа и власти, земли (общины) и государства.

43Чаадаев П. Я. Избр. соч. и письма. М., 1991. С. 25. 58

Слабости славянофильской модели развития России вскрывали западники — В. Г. Белинский (1811—1848), Н. Г. Чернышевский

(1828-1889), А. И. Герцен (1812-1870) и др. Их политическая идеология заключалась в обосновании движения России по пути прогресса, начертанному Западом. Однако и западный путь они воспринимали критически и пытались найти для России более справедливую форму организации человеческого общежития.

<< | >>
Источник: В. И. Буренко ,В. В. Журавлев. Политология. 2004

Еще по теме 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.:

  1. 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
  2. 4.6. Россия в XIX веке4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  3. 4.6. Россия в XIX веке 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  4. Глава X КИТАЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  5. Общественная мысль и культура Китая конца второй половины XVII — первой трети XIX вв.
  6. 4.3. Россия в XVII-XVIII вв. 4.3.1. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века
  7. 37 ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ
  8. 33. ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТИЗМАВ РОССИИ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ.
  9. 69. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО—ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
  10. Глава XXI СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  11. Международное положение Османской империи во второй половине XVI — первой половине XVII в.