<<
>>

3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.

Вторая половина XIX — первая половина XX века отличаются в России богатством и многообразием общественно- политических направлений и политических доктрин.

С 50-х годов XIX века стала активно разрабатываться доктрина русского социализма (А.

И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев и др.). Проблемы политики и государства рассматривались большинством теоретиков русского социализма в качестве подчиненных проблемам социальным и экономическим. Так, Герцен, различая социальную и политическую республики, подлинной считает республику социальную, которая в России будет формироваться как союз сельских общин. «Экономический переворот имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями»44, — писал он. Вместе с тем, в среде теоретиков русского социализма разрабатывались идеи радикального насильственного переворота. П. Ткачев (1844-1885) рассматривал захват власти небольшой группой революционеров как необходимое условие социальных преобразований.
Это революционное меньшинство начнет осуществлять преобразования и перевоспитывать консервативные массы.

Определенное влияние имели на российской почве и анархистские идеи М. А. Бакунина (1814-1876), П. А. Кропоткина (1842— 1921). «Никакое государство, как бы демократичны ни были его формы... не в силах дать народу того, что ему надо, т. е. вольной

44 Герцен А. И. О социализме. Избранное. М., 1974. С. 611. 59

организации своих собственных интересов снизу вверх, без всякого вмешательства»45. Такое отношение к государству обусловливалось в анархистских доктринах пониманием государства как основного источника человеческих бедствий. Поэтому их позитивная программа провозглашала не замену одной формы государственной власти на другую, а ее полное уничтожение. Анархисты провозглашали «верховные права личности и народа и стремились освободить народные учреждения от государства»46.

Вместо этого утверждается независимость каждой территориаль-ной,»земельной единицы, т. е. деревни, города, области, страны; взаимные соглашения заменяют собою понемногу законодательство и направляют отдельные частные интересы к одной общей цели, независимо от государственных границ47.

Рассматриваемый период развития русской общественно-политической мысли характеризуется усилением теоретического обоснования идей консервативного направления (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Л. Тихомиров И. А. Ильин и др.). Оригинальность теорий русских консерваторов связана с углублением критики европейского политического опыта, расширением аргументов в пользу особенностей развития России. Н. Данилевский обращал внимание на тесную связь национального (народного) и политического факторов в своей теории культурно-исторических типов. И. Ильин показывал обусловленность государственного развития народа состоянием и особенностями его политического и правового сознания.

Видное место в спектре политических направлений в России конца XIX - начала XX века занимали либерально-конституционные идеи (Б. Н. Чичерин, 1828-1904; П. И. Новгородцев, 1866-1924 и др.). Б. Н. Чичерин был признанным теоретиком либерализма. Его взгляды базировались на утверждении того, что личность есть корень и определяющее начало всех общественных отношений, а формула политического идеала заключается в гармо-

Бакунин М. А. Государственность и анархия // Антология мировой политической мысли. Т. 4. С. 29.

Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 247.

См.: Кропоткин П. А. Хлеб и воля. С. 53. 60

нии личности и государства, индивидуальной свободы и общего закона. Наиболее оптимальной формой, способной обеспечить гармонию, является, по его мнению, конституционная монархия, где монархия есть начало власти, народ в лице его представителей — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство закона.

В концепциях других представителей либерального течения обращает на себя внимание социализированный вариант либерализма П.

И. Новгородцева, который подчеркивал необходимость установления посредством права четкой безусловной нормы в целях устранения произвола. Такой нормой должен быть только принцип личности как нравственное основание в обществе и абсолютная санкция в законодательстве. Во имя права государство вынуждено принять в качестве непререкаемой границы своего господства свободную человеческую личность. Реализуется эта норма права только в правовом государстве, основными элементами которого, согласно Новгородцеву, выступают единая верховная власть, неотчуждаемые права личности, разделение функций власти на законодательную, исполнительную, судебную, защита прав граждан демократическими организациями гражданского и политического характера. Свобода человека реализуется, как подчеркивал Новгородцев, при наличии определенных материальных условий. Поэтому государство должно создавать минимум гарантий (образование, здравоохранение) каждому гражданину в целях дальнейшего развития его способностей и развития сферы свободы.

Беспрецедентное влияние на судьбу России и на мировое развитие оказали теория и практика российской социал-демократии и ее радикального направления — большевизма. Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924), сторонник марксизма, внес значительный вклад в его дальнейшее развитие в условиях начала XX века и применительно к российским реалиям. Политические идеи Ленина изложены во многих работах, но наиболее емко они выражены в его книге «Государство и революция». Он считал, что «политика есть отношение между классами, политика есть концентрированное выражение экономики».

Развивая марксистские положения о социально- экономической и классовой природе государства, Ленин разрабатывает тео-

61

рию построения партии нового типа, под руководством которой, как он доказывал, рабочий класс (идея гегемонии пролетариата) в союзе с трудовым крестьянством посредством революционного выступления захватит политическую власть, используя ее, ликвидирует эксплуататорское государство и построит государство трудящихся, которое выступит как орудие и ступень на пути к безгосударственному устройству общества В послереволюционных условиях (особенно с 1921 г.) Ленин разрабатывал теорию новой экономической политики как попытку сочетания социалистических и, рыночных начал в строительстве нового общества.

В 20-е годы XX века усилиями представителей русскою зарубежья разрабатывается оригинальная политическая концепция — «евразийство».

Активная роль в обосновании этой концепции принадлежит экономисту и географу П. Н. Савицкому, лингвисту и этнографу Н. С. Трубецкому, философу и богослову Г. В. Фло-ровскому. Важнейшей частью евразийской концепции является учение о государстве, разработанное в первую очередь видным юристом, признанным теоретиком философии истории и права Н. Н. Алексеевым. Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) — крупнейший участник евразийского движения, автор концепции евразийского государства. Его наиболее важные работы в этой области: «Русский народ и государство», «Евразийцы и государство», «О гарантийном государстве», «Теория государства» и др. В противовес западной демократии, которой «свойствен особый, не имеющий никакого оправдания эгоцентризм голосующего корпуса взрослых граждан», евразийцы предлагают, как пишет Алексеев, заменить искусственно-анархический порядок отдельных лиц и партий органическим порядком представительства потребностей, знаний и идей.

В основу своей концепции государства автор закладывает идеи органицистского понимания общества. С такой точки зрения общество — это не механическое сочетание различных элементов, а исторически развивающаяся, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность социальных образований. Евразийцы считают, что в понятии народа как совокупности исторических поколений воплощена истинная народная воля, потому свое понимание государства они называют идеократией или иначе государством стабилизированного общественного мнения, которое выражает не

62

только мнение большинства ныне живущих людей, но и дух прошлых поколений. Западная теория права, как подчеркивает Алексеев, — это теория механистически связанных индивидов. В евразийской теории права автором обосновывается идея правообязан-ностей, в соответствии с которой на первое место выдвигается общинный принцип обязанностей индивида перед целым, перед народом, нацией, государством и др. Но евразийская теория государства и права предполагает не только обязанности индивида перед целым, но и обязанности целого, обязанности государства перед индивидом. Такие обязанности государства перед индивидом и возможности их реализации раскрываются в работе Н. Н. Алексеева «Гарантийное государство».

<< | >>
Источник: В. И. Буренко ,В. В. Журавлев. Политология. 2004

Еще по теме 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.:

  1. 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.
  2. 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV в.
  3. 4.6.5. Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
  4. 4.6. Россия в XIX веке4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  5. 4.6. Россия в XIX веке 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  6. Корея во второй половине 1880 — первой половине 1890 годов
  7. Международное положение Османской империи во второй половине XVI — первой половине XVII в.
  8. Общественная мысль и культура Китая конца второй половины XVII — первой трети XIX вв.
  9. 69. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО—ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
  10. 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI в.
  11. § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  12. 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI в.
  13. Глава XXI СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  14. 4.6.5. Общественные движения и политическиетечения в России во второй половине XIX века
  15. 4.3. Россия в ХУП-ХУШ вв.4.3.1. Особенности социально-экономическогои политического развития России в середине и второй половине XVII века
  16. Вьетнам в первой половине XIX в.
  17. 73. СОЦИАЛЬНО—ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
  18. § 1. Зарубежная социология в XIX и первой половине XX в.