<<
>>

3. Политические идеи Нового времени

В Новое время усилиями выдающихся европейских мыслителей разрабатывались такие политологические идеи и доктрины, как «договорная теория происхождения государства», концепция «естественных и неотъемлемых прав человека», теории «народного суверенитета», «разделения властей», «гражданского общества» «правового государства», концепция «социально-классовой природы государства» и др.

В этот период были сформулированы основы политических идеологий: этатизма, либерализма, демократии, консерватизма, социализма.

Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ и политический мыслитель. Работы: «О гражданине», «Левиафан... » и др.

Разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Догосудар-ственный этап, по мнению Гоббса, характеризуется «войной всех против всех», что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая

36См.: Темнов Е.И. [Предисл.] // Макиавелли. Государь.

Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996. С.13.

29

форма согласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение частных воль единой воле ради обеспечения мира и безопасности. В разработке своей концепции государства Гоббс выступает теоретиком абсолютной, никому не подконтрольной власти. Однако необходимо иметь в виду, что этатистская концепция Гоббса явилась теоретической реакцией на революционные события в Англии 1641—1649 гг. Этот период четко обозначил, что в обществах в период хаоса снижается или утрачивается регулирующая роль традиций, указов и законов. Именно в этой связи единственную надежду на восстановление порядка и недопущение впредь гражданской войны и революции Гоббс возлагает на сильное государство.

Джон Локк (1632—1704) — английский философ и политический мыслитель, родоначальник классического либерализма.

Его основная работа в области политики — «Два трактата о правлении».

Локк разрабатывал идеи естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, неотъемлемых прав человека. Государство, по Локку, создается для того, чтобы совместными усилиями люди более надежно защищали право на жизнь, свободу и собственность. Следует заметить, что впервые была четко сформулирована идея неотъемлемых прав человека, которая с конца XVIII века стала закрепляться в политико-правовых документах США и стран Европы, а с XX века — в международных документах37. Лишь к концу XX века она нашла отражение в правовых документах нашей страны. В Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.), в статье 17 отмечается: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина... Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Дж. Локк выдвигает и отстаивает идею верховенства закона в государстве. Власть должна, по его мнению, управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенными народом и известными ему, а не путем импровизированных указов. В госу-

37Это Декларация независимости (США, 4 июля 1776 г.); Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.); Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН (10 декабря 1948 г).

-—30-—

дарстве никто не может быть изъят из подчинения закону. Либеральные идеи Локка получили дальнейшее развитие в концепциях мыслителей XVIII—XX веков.

Шарль Луи Монтескье (1689—1755) — французский политический мыслитель. Работы: «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов» и др.

При рассмотрении политики и власти ввел многофакторный подход. Показывая обусловленность политике-властных явлений множеством природных, социально-экономических, культурных процессов, он говорил о необходимости их всестороннего анализа для уяснения сути политических процессов.

Особую роль Монтескье придавал географическим факторам (размер территории государства, расположение страны и т. д.), поэтому его относят к основателям «географического детерминизма».

Французский мыслитель широко известен в политической науке как классик теории разделения властей. Необходимость разделения власти автор связывал с условиями обеспечения политической свободы в обществе. Политическая свобода имеет место лишь там, где не злоупотребляют властью. Но по опыту веков известно, подчеркивает Монтескье, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Одним из важнейших условий политической свободы является, согласно Монтескье, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Для политической свободы, как показывает Монтескье, необходимо также и особое состояние общества, то есть наличие в нем таких социальных сил и институтов, которые были бы заинтересованы в свободе и могли защитить ее от посягательств власти: «Уничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и городов, и вы скоро получите в результате государство ... деспотическое».

Жан Жак Руссо (1712-1778) — французский философ и политический мыслитель, родился в Швейцарии и называл себя гражданином Женевы. С 1742 г. он связывает свою жизнь с Парижем/ здесь появляются и приобретают широкую известность его работы. Для политической науки наиболее важными являются следующие: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства

между людьми», «О политической экономии», «Об общественном договоре, или принципы политического права».

Руссо жил в период бурного развития науки и промышленности в Европе. Однако подавляющая часть населения новой Европы не имела доступа к благам цивилизации, не могла противостоять давлению власти, тем более контролировать или ограничивать власть. Власть все более явно выступала тормозом социального прогресса, источником нарастающих проблем и конфликтов.

Анализируя реальность, Руссо выдвигает идею общей воли как основы государственного управления. Народ в лице воли большинства властвует, чиновник, опираясь на законы, принятые волей большинства, управляет — вот формула управления государством в теории Руссо. И в этом проявляется демократизм его политической теории. Он доказывает неэффективность представительных форм организации власти и доводит до логического завершения английскую идею суверенитета народа. Если Локк к воле народа обращается в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо верховенство воли народа — константа политического процесса, основополагающее регулятивное начало государства. Как в теориях Средневековья государство управляло от имени Бога, так у Руссо оно управляет от имени общей воли. «Родился новый Бог» — так оценил идею Руссо французский писатель XX века Альбер Камю. Видимо, Камю хотел подчеркнуть, что идея народного суверенитета столь же иррациональна, как и вера в Бога38.

Но руссоистская воля большинства исключала все другие интересы — групповые, интересы отдельного человека — из сферы влияния на государство, и этот аспект концепции, столь привлекательной на первый взгляд (воля большинства как основа политики), вскоре был подвергнут резкой критике39.

38См.: Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 207. 39 Известный французский теоретик либерализма Б. Констан в начале XIX века писал о Руссо: «Перенося в наши времена понятия общественной власти и коллективного суверенитета, принадлежащие дружм эпохам, этот великий гений, вдохновленный любовью к свободе, создал тем не менее пагубные предпосылки для нескольких видов тирании». (См.: Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис. 1993. №2).

32

Мы же подчеркнем, что в концепции Руссо сфера политики ограничивается до минимума, поскольку исчезает проблема согласования интересов. Принцип властвования большинства выступает как определяющее начало в отношениях «общество — власть» и как принцип управления в отношениях «власть- общество». Если абсолютизм власти в теории Гоббса исходит из воли монарха (суверена), то у Руссо — из воли большинства.

Концепция Руссо не вписывалась в формирующуюся в Европе систему социально-экономического и политического развития. Однако с именем Руссо связаны разработка идеи народного суверенитета, признания народа в качестве источника всякой политической власти юридическими документами многих государств, представление о недостатках представительной власти народа, толкование народа как естественного «контрагента» государства.

Следует учитывать, что Европа XVII - начала XIII века еще сильно была пропитана духом Средневековья. В XV—XVII веках сакральный образ государства витал над Европой. Теоретическая мысль лишь начинала выстраивать модели пределов государственному вмешательству в мирские дела, в частную жизнь. Руссо же окончательно снимает с государства божественные покровы40, превращает его в обычное дело человеческих рук и разума. Отныне государству можно указывать не только пределы, его можно переделывать. Но отсюда оставался один шаг до признания того, что есть искусные мастера по переделке государства. Это не только реформаторы, это революционеры и заговорщики, «передовые» партии, «прогрессивные» классы и т. п. Им необходимо лишь захватить власть, чтобы переделать государство на свой лад. Отныне сама власть (государство) превратилась в политическую проблему. В Европе стали активно разрабатываться символические образы власти (идеологии), которые структурировали и интегрировали различные слои народа вокруг того или иного образа устройства и переустройства общества и государства.

Эдмунд Берк (1729-1797) — английский политический деятель и мыслитель, теоретик консерватизма. Наиболее известная рабо-

40 Начало этому процессу было положено разработкой теорий договорного происхождения государства (Г. Гроций. Т. Гоббс. Дж. Локк и др.).

33

та — «Размышления о революции во Франции...» (1790) В ней Берк подвергает критическому анализу теоретические основы французской революции (идеи Руссо), показывая, что теория не может быть надежной основой стабильной политики, тем более не может быть надежным ориентиром политики руссоистская воля большинства.

Укорененность политики в истории — вот главная мысль Берка, которую он и пытается доказывать в работе «Размышления о революции во Франции...». Согласно Берку, порядок в государстве — это итог истории и обычаев. «Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты», — утверждает он. Эти положения Берка были далее развиты французом Ж. де Местром, который подчеркивал, что государство есть живой организм, оно живет силами, коренящимися в далеком прошлом, которых само хорошо не знает. Таким образом, в Новое время в политической теории складывается целое направление — консерватизм. Консерватизм базируется на идее опоры политики на традицию. Традиция выполняет регулятивно-направляющую роль по отношению к власти: «Любая власть, обесценившая нравы и обычаи, будет искать средства, чтобы удержаться... Когда из жизни уйдут старые обычаи и правила, потери будут невозместимы. С этого момента у нас нет более компаса, и мы не знаем, в какой порт мы плывем».

Традиция в размышлениях Берка — это продукт истории, результат исторического опыта. История отбирает все ценное и лучшее, превращая это лучшее в основу дальнейшего развития, в опору мудрого правления.

В XIX-XX веках на основе исследования цивилизационных детерминант политического процесса в общественной мысли сложилось культурологическое направление в анализе политики и власти, в рамках которого находит дальнейшее обоснование тезис о существенной обусловленности политико-властного и государственно-управленческого процесса состоянием и особенностями политической культуры и менталитета данного общества.

Глубокую разработку проблем государства осуществили представители немецкой классической философии. И. Кант (1724-1804) обратил внимание на тесную связь и существенное различие государства, права и этики. Содержание связи он пытался рас 34

крыть посредством понятия «категорический императив». Категорический императив представляет собой всеобщее, обязательное правило, которым должны руководствоваться все люди. Он выражает общую норму, суть которой заключена в следующей формуле: «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Эта максима выражает общечеловеческий принцип: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

В теории Канта важное место принадлежит пониманию государства как правового института. Кант указывает, что «государство — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Нормы права регулируют внешние отношения между людьми, мораль касается внутренней мотивации. Право требует не делать зла, в этом суть требования — подчиняться закону.

Политическая концепция Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831) обращает внимание на связь государства, права и свободы воли человека.

Гегель четко различает гражданское общество и политическое государство. Характеризуя гражданское общество, немецкий мыслитель показывает, что это сфера проявления свободы человека, но здесь еще нет подлинной свободы, здесь каждый сам для себя цель, и лишь государство представляет собой шествие разума, подлинной свободы и права.

Карл Маркс (1818-1883) — известнейший немецкий философ, экономист. Внес также значительный вклад в развитие социологии и политической науки. Работы: «Манифест коммунистической партии» (совместно с Ф. Энгельсом), «Немецкая идеология», «Капитал» и многие другие.

В основу своих теоретических построений Маркс закладывает идею социально-экономической, классовой обусловленности политических явлений, классового происхождения и классовой природы государства. Совокупность производственных отношений, по Марксу, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. «Политическая власть является лишь порождением экономической власти», а государство — институт «экономически господствующего класса, который при помощи

35

государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса».

Опираясь на материалистические идеи, Маркс разработал теорию классовой борьбы как главной движущей силы исторического процесса.

Характеризуя демократию, Маркс отмечал, что здесь «не человек существует для закона, а закон существует для человека. Таков отличительный признак демократии».

<< | >>
Источник: В. И. Буренко ,В. В. Журавлев. Политология. 2004

Еще по теме 3. Политические идеи Нового времени:

  1. 23. Реформация и политические идеи нового времени
  2. 3. Политические концепции Нового времени.
  3. 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  4. 2. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ
  5. B.C. Алексеев, H.B. Пушкарева. Шпаргалка по истории нового времени, 2008
  6. 9. СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  7. ГЛАВА 1 Начало нового времени
  8. 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
  9. 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  10. Раздел 4ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  11. РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  12. ТЕМА 6 НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ
  13. Раздел 4 ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  14. 1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени?
  15. § 2. Концепции правового государства Нового времени.Кант. Дайси