<<
>>

4.3. Политическая мысль периода Империи

Новый этап российской истории начинается на рубеже XVII-XVIII вв. рефор мами Петра I. Растущее воздействие со стороны западных стран, угроза колони альной зависимости потребовали решительных мер по усилению государства и реформированию экономики на основе заимствования западных достижений.

Европеизация российского общества, предпринятая Петром I, требовала своего идеологического обоснования. Только абсолютная власть самодержца, опираю щаяся на разветвленный бюрократический аппарат, могла инициировать и конт ролировать осуществление масштабного экономического, социального и полити-ческого эксперимента.

Феофан Прокопович (1682-1736), глава «ученой дружины» Петра I, исполь зуя теорию общественного договора, обосновывает идею ничем не ограниченной самодержавной власти: в момент совершения договора (обусловленного Божьей волей, а не разумом) народ полностью и навсегда отказывается от своих прав

Ф. Прокопович

и свобод. Теорию Прокоповича принято называть патерналистско-бюрократи- ческой моделью неограниченной монархии.

Ее можно рассматривать как оправ дание нарождавшегося в России полицейского государства. Ф. Прокопович и В. Н. Татищев (1686-1750), историк и государственный деятель, следуя аристоте левской классификации государственных форм, доказывали, что в России в силу ее больших пространств и отсутствия достаточного просвещения у народа воз можно лишь абсолютное «самовластие». Русские мыслители петровского време ни, познакомив общество с идеями раннего Просве щения, в то же время давали совсем иную трактовку теориям естественного права и общественного дого вора: идеи политической свободы и гражданского равенства из них не вытекали. Следует отметить и такую особенность политической мысли в России: в отличие от Западной Европы в стране не было крупных представителей теократической парадиг мы, обосновывавших превосходство церковной вла сти над светской (такую систему взглядов принято называть папоцезаризмом). Как уже отмечалось вы ше, Русская православная церковь, наследуя визан-

тииские традиции, придерживалась инои, цезарепа- пистской идеологии. В то же время политическая мысль находилась под сильным давлением религиозного мировоззрения (развивались классические теории о бо жественном происхождении царской власти), и ее освобождение от этого влияния происходило медленнее, чем в Западной Европе.

Со второй половины XVIII в. в России начинают складываться классические направления в политической мысли Нового времени — консервативное, либе ральное и революционно-демократическое (радикальное).

<< | >>
Источник: А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология. 2005

Еще по теме 4.3. Политическая мысль периода Империи:

  1. 4.2. Политическая мысль периода Московского государства
  2. 1. Политическая мысль классической древности.
  3. 4.7. Политическая мысль русского зарубежья
  4. § 2. Политическая мысль об участии
  5. 4.4. Консервативная политическая мысль
  6. 4.1. Политическая мысль Древней Руси
  7. 1. Политическая мысль Древнего мира
  8. 1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
  9. Культура и политическая мысль
  10. 4. Политическая и правовая мысль Древнего Китая