Политическая мысль в период Возрождения
Основная идея эпохи Возрождения носила гуманистический характер. В центре мироздания был поставлен человек. В этот период возникает гражданская концепция политики. Главное место в политических учениях занимали проблемы формирования централизованного государства и эффективной власти светского властителя. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям защиту и безопасность.
Выдающимися политическими мыслителями этого времени были Н. Макиавелли (1460-1527 гг.) и Ж. Боден (1530-1596 гг.). Н. Макиавелли был одним из первых, кто начал употреблять термин «государство» - 81а1;о (лат.).
С этого времени термин «государство» входит в европейские языки, а затем и в языки других народов. Н. Макиавелли написал книгу «Государь», в которой четко обосновал концепцию светского государства. Принципы, на основе которых функционирует государство, определяются не божественным откровением, а природой человека, его разумом и опытом. Главной заслугой Н. Макиавелли было то, что он анализирует политику не с позиций «должного», а с позиций «сущего», т.е. с позиций «действительной правды вещей». Н. Макиавелли разрабатывал следующие политические проблемы: способы и методы завоевания и удержания политической власти; ситуативный характер политики; взаимодействие целей и средств в политике; механизмы взаимодействия таких субъектов политики, как государь, знать, толпа.Заслугой Ж. Бодена была разработка идеи государственного суверенитета (фр. Болуегат - носитель верховной власти). Его политические взгляды изложены в работе «Шесть книг о республике». Суверенитет, считал Боден, - самый существенный признак государства. Это высшая, постоянная и абсолютная власть в политическом сообществе. Суверенитет означает, что государство обладает властным верховенством. Абсолютность власти проявляется, во-первых, в ее неограниченности каким-либо условиями; во-вторых, в ее неделимости. Боден, рассматривая проблемы государственного суверенитета, учитывал и вопрос о границах власти государства. Боден дал толчок к формированию светской и утилитарной концепции суверенитета.
В период Возрождения и Реформации политическая теория освобождается от теологии. Происходит становление гражданской концепции политики. Знание о политике рационализируется. Основным предметом исследовательского интереса становится государство.
Еще по теме Политическая мысль в период Возрождения:
- 4.2. Политическая мысль периода Московского государства
- 4.3. Политическая мысль периода Империи
- 1. Политическая мысль классической древности.
- 4.7. Политическая мысль русского зарубежья
- § 2. Политическая мысль об участии
- 4.4. Консервативная политическая мысль
- 4.1. Политическая мысль Древней Руси
- 1. Политическая мысль Древнего мира
- 1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
- Культура и политическая мысль
- 2. Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения.
- 4. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
- 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
- Глава 3РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА XX в.
- Глава 3. Русская политическая мысль XIX – начала ХХ вв.
- Глава XXV ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В 20 - 50-е ГОДЫ XIX в.