<<
>>

4.1. Политическая мысль Древней Руси

В силу целого ряда причин (исторических и геополитических) Киевское государ ство (IX-XII вв.) отставало в своем развитии от стран Западной Европы. Более медленные темпы социально-экономического, политического, культурного про гресса не могли не сказаться на развитии русской политической мысли, обусло вив ее заметное отставание от западноевропейской как в древний период русской истории, так и на протяжении всех последующих этапов.

В древнерусских лето писных трактатах и литературных произведениях нашли свое отражение важней шие политические проблемы, волновавшие современников: происхождение го сударства и великокняжеской династии (обосновывалась законность варяжской династии Рюриковичей), укрепление единства всех восточнославянских земель (княжеские междоусобицы наносили государству значительный урон), суть вели кокняжеской власти (она должна быть сильной, но доброжелательной), взаимоот ношения церкви и государства. Последний вопрос, столь актуальный для полити ческой мысли христианской Европы в Средние века, на Руси решался по образцу византийскому, в духе так называемой цезарепапистской идеологии: светские го судари главенствуют над церковью.
Дело в том, что огромное влияние на Древ-нюю Русь уже с IX в. оказала византийская цивилизация, откуда были заимство ваны восточное христианство и авторитарные принципы организации политиче ской власти. Уже Халкидонский Вселенский собор 451 г. провозгласил формулу «царя-первосвященника — учителя веры», что утвердило новую политическую идею — царя, который объединял функции «вечного первосвященника» и земного владыки. Крещение Руси в 988 г. и возведение христианства в ранг государствен ной религии способствовали утверждению идеологии, согласно которой прави тель является земным представителем самого Бога.

Древнейшие литературные памятники Руси, где политическая мысль своего времени нашла наиболее яркое отражение, — древнерусские летописи и жития древнерусских святых (среди них особо следует выделить Бориса и Глеба, а так же Сергия Радонежского) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Русская Правда» Ярослава Мудрого, «Поучение» Владимира Мономаха, а также «Моление» Даниила Заточника. Поиски смысла исторического бытия русского народа и государства уже тогда становятся предметом «древнего любомудрия».

К сочинениям такого рода следует отнести «Слово о законе и благодати» митро полита Илариона (ок. 1050). Хотя трактат выдержан в богословском духе того времени, в нем впервые ставится вопрос о мессианской роли «свежего» русского народа, на который через акт крещения снизошла божественная благодать. К это-

му типу сочинений принадлежит и первый летописный свод «Повесть временных лет» (начало XII в.), в котором обсуждаются вопросы о началах исторического бытия русского народа и государства, о природе добра и зла в истории.

Киевский период русской истории не знал абсолютной власти князя. Власть его была единодержавной, т. е. монархической, но еще не самодержавной в смысле абсолютной, будучи ограничена сильными вечевыми институтами и традицией совета с дружинниками-боярами. Нельзя забывать и о феномене Новгородской и Псковской республик, где монархическая идея была вовсе отвергнута. Новго родские летописи свидетельствуют о том, что, официально приняв христианский культ, эти земли не приняли идеологии византизма и развивались на основе прин ципов самобытной русской демократии. Архиепископ Новгорода утверждался ве чем, а значит, имел свои полномочия не свыше, а от народа. Господство Золотой Орды (в XIII-XV вв. российская политическая культура в значительной степени формировалась под ее влиянием) объективно помогло становлению на Руси ви зантийской модели власти. С присоединением Новгорода к Московскому княже ству носителем политического суверенитета становится только великий князь Московский.

<< | >>
Источник: А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология. 2005

Еще по теме 4.1. Политическая мысль Древней Руси:

  1. 1. Политическая мысль Древнего мира
  2. 4. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
  3. 6. КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
  4. Предпринимательство в Древней Руси.
  5. 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  6. 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  7. 35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
  8. 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
  9. 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
  10. 3 1 . ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
  11. Цивилизация Древней Руси
  12. Цивилизация Древней Руси
  13. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ
  14. Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси
  15. 2.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
  16. ГИБЕЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
  17. § 24. Общество Древней Руси