<<
>>

3. Политическая культура современной России

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что реальные результаты политики, проводившейся в России после крушения коммунистического режима, оказались весьма далекими от ожидаемых и развеяли многие надежды, которые общество связывало с избавлением от тоталитарной системы.

Становление демократических норм общественной жизни столкнулось с многочисленными проблемами как субъективного, так и объективного порядка. Новая власть в своей политике демократических преобразований не сумела учесть существенные особенности российской политической культуры.

Если посмотреть на результаты социологического исследования, проведенного в России (1996 г.) по методике выявления идеальных типов политических культур, и сравнить с аналогичными исследованиями на Западе, то можно увидеть, что большинство нашего населения (70% от опрошенных) разделяют пассивную культуру, т. е. господствующей культурой в российском обществе является культура наблюдателей (56%). Напомним, что эта культура характеризуется достаточно высоким уровнем политического интереса к политике и различной степенью политического доверия, но низким уровнем участия в политических акциях.

В развитых демократических странах к этому типу культуры принадлежат всего от 2 до 6% населения. Пропорции представителей других типов этой группы — приходской (9%) и подчинения (5%) — примерно соответствуют ситуации в развитых демократических странах.

Что касается принадлежности россиян к активным типам политических культур, то ситуация такова: гражданская культура — 2% (США — 26%, Италия — 5%), гражданская партиципантная — 1% (США - 8%, Италия - 1%), участия - 5% (США - 7%, Италия— 5%), клиентистская — 0% (США— 17%, Италия— 15%), ав-

-—190-—

тономная — 22% (США и Италия — 16%.), протестная — 0% (США - 16%, Италия - 42%)71.

Если подходить с точки зрения другой типологии, то политическую культуру современной России можно отнести к фрагменти-рованному типу культуры, которая характеризуется отсутствием согласованных процедур разрешения политических конфликтов, консенсуса по основополагающим политическим ценностям, относительно высоким уровнем насилия.

Таким образом, можно сделать вывод, что, выбрав демократический путь развития, страна пока еще не имеет для этого соответствующей политической культуры. Политическую культуру вообще нельзя выбрать.

Люди являются продуктом культуры. Они формируются внутри существующей культуры и не могут подходить к ней извне, чтобы выбрать наиболее привлекательную для себя политическую культуру.

На протяжении полувека в стране господствовала культура тоталитарного типа, которая к тому же включала в себя и господствующие на протяжении сотен лет традиционные культурные образы и символы, стереотипы мышления и нормы политического поведения. Власть только наполнила старые формы новым содержанием. Характерные черты этой культуры, которые сдерживают становление политической демократии, демократической культуры в современной России и во многом объясняют ее нынешнее состояние, заключаются в следующем:

—высокая степень идеологизации и мифологизации политической жизни (Москва — Третий Рим, СССР — оплот и надежда всего прогрессивного человечества);

—ориентация граждан на власть как наивысший авторитети соответствующая неразвитость способности к политической самоорганизации и самостоятельному принятию политических решений;

— конформизм и в то же время нетерпимость к инакомыслиюи инакодействию;

—разрыв между словом и делом;

71 Рукавишников В. О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. С. 194.

191

—ориентация на преимущественно насильственные методырешения политических конфликтов;

—авторитарные методы принятия политических решений, основанные на культе вождя (царя, Генерального секретаря); —приоритет политической целесообразности над законом. Изживание наследия и «родимых пятен» тоталитарной и авторитарной культуры — процесс длительный и болезненный, но без этого все демократические институты будут оставаться фикциями. В ходе политической социализации россияне должны осваивать наиболее передовые образцы строительства демократии, бережно сохранять и использовать все то ценное, что накоплено российской цивилизацией за многие века, в том числе и из советского опыта.

<< | >>
Источник: В. И. Буренко ,В. В. Журавлев. Политология. 2004

Еще по теме 3. Политическая культура современной России:

  1. Политическая культура и индустриальная рациональность Культура и смысл в современных государствах
  2. Дискуссия «Политический режим в современной России»
  3. 4. Политические партии в современной России.
  4. 1. Реформа политической власти в современной России
  5. § 2. Особенности правовой и политической культуры дореволюционной России
  6. Дискуссия «Политические партии России: участники политического процесса или "пятое колесо" политической системы?»
  7. ТЕМА 8. Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ.
  8. 63. Политическая символика как элемент политической культуры
  9. 2. Политическая модернизация как переход от традиционных форм политической организации к современным.
  10. ГЛАВА 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  11. Массовая культура как феномен современности Сущность и происхождение массовой культуры
  12. Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ