<<
>>

2. Политическая культура Российского социума

Рассмотрение этого вопроса связано с выявлением особенностей современной политической культуры. При этом надо иметь в виду, что в России веками ориентировались по преимуществу на нормы общин­ного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сосло­вия, государства перед целями и ценностями отдельной личности.

Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что заидеологизированность мышления большинства граждан России, определяющая непримири­мость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная не­развитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта демократического развития других стран. В идеологизирован-

ном обществе политики выражали лишь один интерес - интерес госу­дарства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне госу­дарства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия.

Это привело к закреп­лению в политике принципа «кто не с нами - тот против нас».

Российскому общественному сознанию традиционно присущ эта­тизм (от фр. etat - государство) - вера в государство, доминирование государства, при котором общество занимает подчиненное положение по отношению к государству.

В современный период важным условием демократического раз­вития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходящий через этап фрагментарной модели полити­ческой культуры. Политическая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и само­стоятельности создает крайнюю неустойчивость общественных отно­шений, обусловливает падкость на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии.

Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться циви­лизованных отношений между человеком и государством, при кото­рых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитни­ком общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обще­ству благоприятные возможности.

<< | >>
Источник: Пронин Э.А.. Политология. Конспект лекций.. - М.: МИЭМП , - 70 с.. 2005

Еще по теме 2. Политическая культура Российского социума:

  1. 2. Политическая культура Российского социума
  2. Дискуссия «Характер российской политической культуры»
  3. 1. Политическая партия: ее место, роль и функции в социуме
  4. Лекция 4. Политическая система социума
  5. 1. Место и роль государства в политической системе социума
  6. Лекция 5. Государство в политической системе социума
  7. 63. Политическая символика как элемент политической культуры
  8. Политическая культура и индустриальная рациональность Культура и смысл в современных государствах
  9. ГЛАВА 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  10. Мунчаев, В.М. Устинов, А.А. Чернобаев. Политическая история российского государства: Учебник для вузов Мунчаев, В.М. Устинов, А.А. Чернобаев ; Под ред. проф. Ш.М. Мунчаева. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1998. - 487 с., 1998
  11. Политические деятели российских революций XX века (краткие политические портреты)
  12. Политическая культура и политическая социализация
  13. Глава 13. Политическая культура и политическое участие.
  14. 2. Типология политической культуры
  15. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  16. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  17. Политическая культура участия.
  18. 1. Понятие политической культуры
  19. Патриархальная политическая культура
  20. 5.1. Сущность политической культуры