<<
>>

Плюралистическое государство

Плюралистическая теория государства явно восходит к либеральной традиции. Государство здесь понимается преимущественно как «третейский судья» или «рефери» в обществе. Такое же понимание, кстати сказать, вообще всегда господствовало в англо-американской политологии, чем и объясняется ее склонность больше внимания обращать не на государство и его институты, а на «правительство».

Для этой традиции и в самом деле характерна склонность третировать государство как абстракцию, а такие институты, как суд, чиновничество и армию — как независимые, самодостаточные структуры, будто бы никак не связанные с государственной машиной. Впрочем, возможен и такой подход, — но только при том явном или неявном допущении, что государство принципиально нейтрально, что это совершенно беспристрастный судья.

Истоки этой теории государства восходят к XVII в. и работам таких теоретиков общественного договора, как Томас Гоббс и Джон Локк (см. с. 55). Более всего этих мыслителей занимал вопрос об основаниях политических обязательств (political obligation) — или, другими словами, почему человек должен повиноваться государству и уважать его.

Их главная мысль заключалась в том, что государство возникло на основании добровольного соглашения, или общественного договора, между людьми, когда они осознали, что лишь учреждение высшей власти может обезопасить их от превратностей судьбы, беспорядка и жестокостей естественного состоя-ния (state of nature) — словом, вне государства люди эксплуатируют и порабощают друг друга, с государством воцаряются порядок, цивилизованные отношения и свобода. По словам Локка, «где нет закона, нет и свободы».

Итак, либеральная теория трактует государство как нейтрального арбитра, возвышающегося над соперничающими группами

и людьми в обществе; это «третейский судья», Политические обязательства — обвили «рефери», способный защитить каждого че- занн0С™ гражданина перед государ- ловека от посягательств сограждан.

Принцип ^J^^S^ST ^ нейтральности государства означает, что оно

действует в интересах всех граждан И поэтому Естественное состояние — общество, стоит на страже общего блага, интересов обще- в котором не существует политической ства в целом. По Гоббсу, стабильность и поря- власти и формальных (правовых) огра-док приносит с собой только абсолютное и нео- "имений свободы индивида; термин

- обычно употребляется как теоретичес-

граниченное государство, обладающее властью, кая меТафора

в отношении которой невозможны ни протест,

^ к понятийному аппарату ни даже сомнение; иными словами, люди ~ стоят перед жестким выбором — либо абсо-

Неоплюрализм - своего рода «стиль» те- лютизм, либо анархия (anarchy). Локк, в свою оретического рассуждения, отталкивающий- очередь, предложил более характерное для ся от плюралистических ценностей и в то же всего либерализма обоснование ограничен- время признающий необходимость пере- ного государства. Перед государством, счи- смотра классического плюрализма с учетом, Т?Ш д стоит особая _ стоять да например, таких учении, как марксизм, теория «новых правых» и концепция элиты. Хотя же «естественных», или богоданных, прав неоплюрализм охватывает множество под- личности, таких, как «жизнь, свобода и соб- ходов и точек зрения, в нем все же можно ственность». Локк при этом проводил четкую выделить несколько центральных тем. Во- Грань между ответственностью государства первых, в нем предпринята попытка учесть (подцержание общественного порядка И за- современные тенденции, такие, как возник- г '

новение постиндустриального, посткапита- Щита собственности) и ответственностью ча- листического общества. Во-вторых, хотя его стных граждан, не выходящей за пределы теоретики отдают решительное предпочте- гражданского общества. Поскольку государ- ние капитализму перед социализмом, они СТво при этом может нарушать естественные признают и то, что экономические доктри- чеЛовека с такой же легкостью, с ка

ны свободного рынка устарели. В-третьих, „

согласно неоплюрализму, западные демок- кои оно Должно охранять их, граждане со ратии являются «деформированными поли- своей стороны должны располагать какими- архиями», в которых непропорционально то средствами защиты против государства, — большое влияние принадлежит крупнейшим и эту защиту, по Локку, дают лишь механиз- корпорациям. мы КОНсхитуционного и представительного

правительства.

В XX в.

на основании этих идей получила развитие плюралистическая теория государства. Как концепция общества плюрализм основан на той идее, что в либерально-демократических государствах власть распределена широко и равномерно; как концепция государства — что государство нейтрально, поскольку в одно и то же время на него воздействуют самые различные группы интересов и все общественные классы; именно поэтому ему удается сохранить равновесие в отношении тех или иных частных интересов, собственного же интереса, отличного от интересов общества, оно не имеет. Как выразился Шварцмантель (Schwarzmantel, 1994), государство является «слугой общества, а не его господином». Для этой традиции оно представляется некоей «подушечкой для булавок», что способна вбирать в себя любые уколы и вмятины. Такой взгляд основан на двух принципиальных допущениях. Первое — фактически государство стоит под правительством; неизбираемые государственные органы (чиновничество, служба, суд, полиция, вооруженные силы и прочее) действуют вне каких бы то ни было политических пристрастий, строго подчиняясь власти своих политических руководителей; аппарат государства подчинен принципам служения обществу и политической подотчетности. Второе — демократический процесс при любых условиях сохраняет свой смысл и действенность; соперничество партий и деятельность групп интересов в конце концов обо рачиваются тем, что каждое правительство вы-

Анархия - букв, «безвластие», «анар- ено реагировахь на общественное мнение; хия» обычно употребляется в уничижи- J ^ Г г 1 ' тельном смысле как обозначение неста- государство же в конечном итоге можно уподо- бильности или даже хаоса. бить флюгеру, что поворачивается в ту сторону, куда ему укажет общество.

Современные теоретики плюрализма, однако, приняли гораздо более критичный взгляд на государство, вылившийся в концепцию неоплюрализма. Такие теоретики, как Роберт Даль (см. с. 340), Чарльз Линдблом и Дж. К. Гэлбрейт (J.K. Galbraith) (см. с. 242), пришли к пониманию того, что современные индустриальные государства и более сложны, и менее чувствительны к давлению со стороны общества, чем полагал классический плюрализм.

Эти теоретики, скажем, признают, что бизнес пользуется столь «привилегированным положением» в отношении правительства, что соперничать с ним не под силу никаким другим группам общества. В книге «Политика и рынки» (Politics and markets, 1977) Линдблом дал самую широкую картину того, что бизнес как главный работодатель и источник капита-ловложений при любых обстоятельствах оказывает сильнейшее воздействие на правительство, каковы бы ни были идеологические его наклонности и программные заявления. Более того, теоретики неоплюрализма сегодня утверждают, что государство может иметь и на самом деле имеет свои собственные интересы: государственная элита, состоящая из высшего чиновничества, судей, высокопоставленных чинов полиции и армии, может преследовать либо свои собственные бюрократические интересы, либо интересы своей «клиентуры». И в самом деле, если допустить, что государство само по себе является политическим актором, его вполне можно рассматривать как одну громадную (возможно, самую могущественную) группу интересов в обществе. В духе этой аргументации Эрик Нордлинджер (Eric Nordlinger, 1981) разработал даже новую, государствоцентричную, модель либеральной демократии, основанную на постулате «автономной независимости демократического государства».
<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Плюралистическое государство:

  1. 33 ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ
  2. 29. ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ОБЗОРКОНЦЕПЦИЙ
  3. Плюралистический подход
  4. плюралистическая теория м. м. ковалевского
  5. 17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы
  6. Лекция № 22 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ 22.1. Государство и проблема принципала и агента
  7. Лекция № 21 ГОСУДАРСТВО КАК ОРГАНИЗАЦИЯ 21.1. Функции государства
  8. 1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)?
  9. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.
  10. 3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  11. 12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства
  12. Теории государства
  13. ГОСУДАРСТВО
  14. ГОСУДАРСТВО
  15. Государство
  16. Роль государства
  17. 34. Формы государства
  18. 2. Государство и экономика.
  19. § 14. Централизованное государство