<<
>>

§ 4. Периодизация

Содержанием истории политических и правовых учений предоп ределяется ее периодизация. В процессе преподавания этой дисцип лины довольно давно выявилась недостаточность периодизации исто рии политических учений в соответствии с типизацией обществен но-экономических формаций (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая), поскольку наиболее насыщенными периодами истории этих учений чаще оказываются либо периоды перехода от одной формации к другой (XVI—XVIII вв.), либо периоды острых социальных противоречий внутри формации (например, в Греции V—IV вв.

до н.э.). Кроме того, бывало, что смена одной формации другой не сопровождалась переменой общего мировоззрения эпохи, в соответствии с которым всегда строится логико-теоретическая ос нова политических доктрин. Так, христианство, возникшее в рабо владельческом обществе, не претерпело значительных изменений при феодализме. Дополнительные трудности создавало то, что в по зиций формационного подхода невозможно объяснить существова ние рабовладельческого строя и оппозиционной ему антирабовла дельческой политико-правовой идеологии в Российской империи (до 1861 г.) и в США (до 1862-1863 гг.).

Именно по этим причинам попытки построить периодизацию по формационному принципу не привели к успеху ни в истории филосо фии, ни в истории политических и правовых учений .

Для периодизации истории политических и правовых учений более приемлемо классическое деление общей истории на Древний мир, средние века, Новое и Новейшее время. Это деление не создает трудностей, порожденных формационным подходом, однако лежащий в его основе хронологический принцип не всегда позволяет выявить специфику развития политико-правовой идеологии. Между тем любая периодизация должна строиться в соответствии с логикой раз вития самого предмета, поскольку проблема определения основных периодов истории носит не столько классификационный, сколько тео ретический характер.

Как отмечено, каждая политико-правовая доктрина выражала в системе понятий и категорий политико-правовую реальность своей эпохи. Особенности разных исторических эпох предопределяли также различное соотношение права и государства в общественной жизни, а тем самым — разную степень внимания, которое в содержании поли тико-правовых доктрин уделялось теоретическим вопросам государ ства, политики, права. Понятие «политико-правовое учение» основа но на тесной связи проблем государства и права, но не означает сведе ния права на уровень надстройки над государством, придатка к нему, «формы политики». В содержании ряда политико-правовых учений на первом месте стояли именно проблемы права, по отношению к ко торым устройство государства и другие политические проблемы рас сматривались как второстепенные. Право занимает ведущее по отно шению к государству положение в некоторых религиях (брахманизм, ислам), и потому правовые проблемы являются главными в содержа-

нии политико-правовых учений, построенных на идейной основе со ответствующей религии. В истории политико-правовых учений было также немало не имеющих отношения к религии проектов детальной регламентации неизменными законами жизни общества, проектов, от водящих государству второстепенную роль хранителя этих законов («Законы» Платона, «Кодекс природы» Морелли, «Путешествие в землю Офирскую...» Щербатова и др.). Проблемы права по-новому вышли на первый план в эпоху становления гражданского общества в тех политико-правовых учениях, которые обосновывали юридическое равенство людей, их права и свободы, отводя государству роль гаранта прав человека (Локк, Кант и др.).

Вместе с тем в истории было немало политико-правовых учений, уделяющих большее внимание пробле мам политики и государства (Макиавелли, Воден и др.).

В укрупненном виде типология истории политических и правовых учений соответствует трем главным периодам государственно-органи зованного общества и может быть сгруппирована следующим об разом:

политико-правовая идеология сословно-кастового общества;

политические и правовые доктрины периода перехода к граж-данскому обществу;

политико-правовая идеология гражданского общества.

По формационной схеме первый период — от возникновения права и государства примерно до XV—XVI в. — включает азиатский способ производства, рабовладельческое и феодальное общества; по схеме общей истории — это Древний мир и Средние века.

Особенность этого периода, который в исторической науке иногда называется «большая феодальная формация» , состоит в том, что со циальная структура общества определялась правом, не равным для разных сословий, а государство (чаще монархическое, чем республи канское) зависело от высшего, наиболее привилегированного сосло вия и стояло на страже общественно-правового неравенства. Полити ко-правовая идеология этого периода строго различала людей свобод ных и несвободных, привилегированных и непривилегированных, «своих» (граждан данного государства, членов касты или сословия, лиц того же племени или расы, приверженцев определенной религии и церкви, сотоварищей по цеху и т.п.) и «чужих». Даже в наиболее развитых государствах, где имелись зародыши гражданского общест ва, при определении государства как «дела народного» под народом

разумелась лишь малая часть общества (свободные, имеющие граж данство), а крайне редкие рассуждения некоторых философов V в. до н.э. о том, что все люди по природе равны, до сих пор дают обильную пищу для предположений, что эти рассуждения надо либо толковать ограничительно, в классовом смысле, либо отнести за счет неверного прочтения или передачи античных источников. Нелишне добавить, что в ту эпоху попытки теоретического обоснования всеобщего право вого равенства людей влекли жестокие репрессии против политичес ких мыслителей в сословных государствах.

Второй период охватывает XVI—XVIII вв. Он не вмещается в фор- мационную систему, а по общеисторической периодизации к нему от носятся позднее Средневековье и начало Нового времени.

Для истории политических и правовых учений этот период имеет исключительно важное значение как эпоха грандиозных сдвигов, по исков, открытий в области политико-правовой идеологии и вообще духовного развития Европы. Великие потрясения и перестройки тех веков обычно обозначаются именами собственными: Возрождение, Реформация, Просвещение. Общая идея и исторический смысл дан ного периода состояли в признании и утверждении всеобщего равен ства людей перед законом.

Громадный скачок в развитии учений о праве и государстве был сделан в XVI—XVII вв. В процессе преодоления теологического миро воззрения рушились догмы средневековой схоластики, рационалисти чески ставились и решались проблемы соотношения личности, права и государства, обсуждались вопросы о происхождении, задачах и функциях государства и права, об их роли в общественной жизни. Взгляд на человека с его потребностями и социальными качествами как на исходный пункт учений о праве и государстве обусловил ярко выраженный аксиологический аспект доктрин естественного права XVII—XVIII вв., непререкаемые постулаты о ценности личности, о подчиненности права и государства земным интересам людей.

Главным итогом политико-правовой идеологии XVI—XVII вв.

стало формирование теории естественного права, выразившей основ ные принципы гражданского общества. Впервые в многовековой исто рии человечества было выдвинуто и обосновано представление о все общем правовом равенстве людей независимо от их социального по ложения и происхождения. Этим теория естественного права Нового времени существенно отличалась от идей «права природы» античных философов и политических мыслителей.

В отличие от христианских авторов Средневековья, традиционно, видевших в «свободной воле людей» источник и причину греха и зла в мире, теоретики естественного права считали свободу воли, направ-

ляемой разумом, основой общежития, отношений между людьми, каждый из которых свободен в поступках, в выборе вариантов поведе ния и потому должен нести ответственность за свои действия.

Рационалистический подход к государству, попытки использовать категории частного права для объяснения причин его возникновения и существования ввели в содержание политико-правовых теорий не только основную и главную идею «общественного договора», но и ка тегорию «естественного состояния», перспективную для последующе го исследования догосударственной истории человечества, а также проблему взаимных прав и обязательств власти и народа.

В конце XVII в. был сформулирован и обоснован перечень естест венных прав и свобод человека, ставший классическим для последую щей эпохи. Тогда же были теоретически обозначены основные пути реализации этих прав и свобод в гражданском обществе. Разработка проблемы защиты человека от государственной власти вела к идее правового и демократического государства, постановка вопросов о ма териальных гарантиях тех же прав и свобод, защите человека от голо да и нищеты порождала мысль о социальном государстве.

В политико-правовой идеологии этого периода, по существу, была сформулирована теоретическая модель бессословного, гражданского общества равноправных людей, свободно проявляющих свою лич ность, предприимчивость и творческую инициативу, был обоснован идеал общества, освобожденного от сословных границ, лишних запре тов и дотошной правовой регламентации.

Результатом политических революций в ряде стран Европы XVII—XVIII вв. стало становление и развитие гражданского (бессо словного, промышленного, капиталистического) общества (XIX— XX вв.). Это третий период развития политико-правовой идеологии, проблематика которой пополняется рядом новых тем, порожденных сложностями развития современного государства и права гражданско го общества.

В процессе развития мировой цивилизации одни страны позже других вступали в названные выше эпохи, во второй или в третий периоды развития, в некоторых странах намечался даже и попятный процесс. Общая проблематика политико-правовых доктрин по-разно му преломлялась в идеологии различных стран, общественный строй, политико-правовые учреждения и духовный мир которых имели свои особенности.

По мере становления и развития гражданского общества проблема преодоления политического отчуждения, штрихами намеченная в предыдущие периоды истории, обозначается как самостоятельная тео-ретическая проблема и находит воплощение в ряде политико-право-

вых доктрин. Социально-политической предпосылкой этого стало от деление государства от сословий и других общественных структур, возможность рассмотрения гражданского общества отдельно от госу дарства, государства — отдельно от общества. Именно это осуществле-но Гегелем . Сам Гегель, как отмечено, не был сторонником реального преодоления политического отчуждения. Однако трудно признать случайностью, что все сторонники наиболее радикального варианта преодоления политического отчуждения — видные теоретики анар хизма (Прудон, Штирнер, Бакунин) и сторонники отмирания госу дарства (Маркс, Энгельс) прошли школу гегелевской философии, были младогегельянцами левого направления. Если государство и об щество не совпадают и рассматриваются отдельно одно от другого, то почему невозможна замена политической власти общественным само управлением?

Стремлением обеспечить правовое равенство людей, права и сво-боды, лежащие в основе гражданского общества, обусловлено и глубо кое обоснование теории правового государства (Кант), а также народ ного суверенитета (Руссо) в XVIII в. По мере развития гражданского общества политико-правовой идеологией социалистического направ ления была поставлена проблема преодоления дикостей первобытно го капитализма, обеспечения материальных гарантий прав и свобод личности.

Основные этапы истории политических и правовых учений в целом соответствуют главным периодам классового общества: от со словного неравенства и привилегий — к правовому равенству людей в гражданском обществе, а в процессе развития последнего — к правово му равенству, обеспеченному социальными гарантиями.

<< | >>
Источник: М.Н. Марченко. Политология. 2003

Еще по теме § 4. Периодизация:

  1. Проблема периодизации истории.
  2. Варианты периодизации истории.
  3. Варианты периодизации истории.
  4. 1.Периодизация римского права
  5. 2. Хронология и периодизация
  6. 39. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ
  7. Периодизация и хронология первобытной истории.
  8. Периодизация истории первобытного общества.
  9. 1.1. Варианты периодизации древнейшей истории
  10. 1.1. Варианты периодизации древнейшей истории
  11. 1.1. Варианты периодизации древнейшей истории
  12. Периодизация войны.
  13. Периодизация.
  14. 3.Периодизация