<<
>>

Патриархальное государство


Современная идея патриархального государства пришла из феминистской теории. Это, однако, не означает того, что у феминистов есть своя теория государства. Как было показано в главе 3, в теории феминизма объединилось множество традиций и подходов, — соответственно здесь сложились и разные взгляды на государственную власть.
Вообще же сторонники феминизма не придавали особой важности государству, предпочитая вместо этого думать о более глубоких корнях господства мужчины в обществе — корнях, растущих из семейных и экономических отношений. Разумеется, некоторые феминисты оспаривали общепринятое понимание государства, утверждая, скажем, что оно отнюдь не обладает монополией на узаконенное насилие, ибо нечто подобное ежедневно происходит в семье и домашней жизни. Однако явно или неявно феминизм обогатил дискуссию о государстве какими-то подчас совершенно новыми подходами и интересными концепциями.
Представители либерального феминизма, считающие возможным добиться равенства полов на путях постепенной перестройки общественных отношений, по сути, склоняются к плюралистскому пониманию государства. Они исходят из того, что когда женщине отказывают в юридическом и политическом равенстве, особенно в праве голосовать, государство благоприятствует мужчине, но коль скоро госу-дарство само по себе все же нейтрально, эту ситуацию рано или поздно можно исправить. Либеральные феминисты поэтому убеждены в том, что все общественные группы (включая женщин) потенциально имеют равный доступ к государственной власти, почему и открывается возможность добиться справедливости и по-настоящему общего блага. Государство при этом воспринимается в положи-

^ К понятийному аппарату тельном свете: считается, что его вмешательство в дела общества открывает возможность Патриархия буквально означает «правление как-то решить проблему неравенства полов отца», господство мужа-отца в семье и под- и укрепить положение женщины. Сегодня чиненное положение его жены и детей. Тер- именно такой подход мы видим в кампаниях мин обычно употребляется в более широ- за равную оплату труда, узаконение абортов, ком значении - как «правление мужчин», ребенком, рас
тем самым подчеркивается ситуация полной 3 J J к ^
подчиненности и эксплуатации, в которой ширение форм социальной поддержки вооб- находится женщина. Понятие предполагает, ще. Существует и другое, гораздо более кри- что власть мужчины в обществе является тичное, и даже негативистское, понимание одновременно отражением и следствием государства, — с ним выступил радикальный господства отца в семье Патриархия- это фешатш (шЦса1 femMsm) утверждающий, ключевой термин в теории радикального * v '> 3 * w ^ '
феминизма, акцентирующий то, что нера- чт° государственная власть в действительно- венство между полами носит систематичес- сти отражает куда более глубокие отношения кий, узаконенный и всеобъемлющий харак- угнетения, отношения патриархата, тер. Феминисты социалистической ориен- Здесь мы можем говорить о совпадениях
тации связывают неравенство полов с част- марксистскими и радикально-фемини-
ной собственностью, рассматривая капита- ^ f ' ^
лизм и патриархию как параллельно суще- стскими взглядами на государственную ствующие системы угнетения. власть. Обе традиции, скажем, не принима-
ют той идеи, что государство — независимо
существующая структура, способная преследовать собственные интересы.
В противовес этому его понимают (и специфические его проявления объясняют) как отражение неких «более глубоких отношений» власти в обществе, только марксизм помещает государство в экономический контекст, а радикальный феминизм — в контекст неравенства полов; в последнем случае государство представляется институтом власти мужчин в обществе. При этом, как и в марксизме, получили развитие специфически инструменталистские и структуралистские версии феминизма.
Инструменталистская ветвь представляет государство чем-то вроде «агента» или «инструмента», с помощью которого мужчина преследует собственные интересы и закрепляет патриархат. За этой логикой стоит та принципиальная для феминизма позиция, что патриархат сохраняется из-за деления общества на «публичную» и «частную» сферы; подчиненное же положение женщины идет от того, что ее всегда ограничивали рамками «частных» семейных и домашних обязанностей, превращая в домохозяйку и мать, тогда как из «публичной» сферы, где делаются, собственно, и политика и экономика, она заведомо была исключена. Проще говоря, государством заправляют мужчины, и они делают это для самих себя.
В отличие от инструменталистской версии феминизма, которая сделала предметом своего анализа государственную элиту и чиновничество, структуралистская версия стремится показать то, что государственные институты как-будто встроены
в более широкую патриархальную систему влас-
Радикальный феминизм - течение в ти Особый интерес при этом у радикального феминизме, полагающее разделение по , , полу политически наиболее значимым из Феминизма вызывает феномен «государства все- всех расколов в обществе и усматрива- общего благоденствия» — с их точки зрения, ноющее корни этого раскола в семейном вая разновидность патриархата. Вся эта система укладе. социальной поддержки обнаруживает свою «пат-
риархальность» в том, что происходит переход от частной зависимости женщины (где женщина как «домохозяйка» зависит от мужчин как «кормильца») к системе ее зависимости в публичной сфере, где она попадает под опеку «большого» государства. Здесь оказывается, что растет ее зависимость и как потребителя государственных услуг (от всевозможных учреждений по уходу за детьми, детских садов и всей системы социальной работы) и как наемного работника (в тех же детских садах, социальной работе и образовании). Наконец, вторжение государства в чисто женскую сферу (в воспитание детей и отдельные области здравоохранения) зачастую лишь влечет за собой новые формы зависимости женщины. Речь, в частности, идет об изменении ее роли в резервной армии труда (reserve army of labour), когда работодатели сегодня все шире привлекают женщин в качестве дешевого и не создающего каких-либо особых проблем труда.
<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Патриархальное государство:

  1. Патриархальная политическая культура
  2. 17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы
  3. Лекция № 22 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ 22.1. Государство и проблема принципала и агента
  4. Лекция № 21 ГОСУДАРСТВО КАК ОРГАНИЗАЦИЯ 21.1. Функции государства
  5. 1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)?
  6. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.
  7. 3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  8. 12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства
  9. Теории государства
  10. ГОСУДАРСТВО
  11. Образование Скандинавских государств
  12. ГОСУДАРСТВО
  13. Государство
  14. Роль государства