<<
>>

Ортодоксальный марксизм

На практике марксизм оказался неразрывно связан с историей советского коммунизма, и в первую очередь с деятельностью двух советских лидеров — В.И. Ленина (см. с. 93) и Иосифа Сталина.

Социалистическая идеология XX в., собственно, и называется марксизмом-ленинизмом, являя собой ортодоксальный марксизм с теми изменениями, которые привнес в него Ленин. Главным вкладом Ленина в марксизм была теория революционной, или передовой, партии. При этом Ленин исходил из того, что постоянно находясь под воздействием буржуазных идей, а то и проникаясь буржуазными предрассудками, пролетариат сам по себе не в состоянии осознать своих революционных возможностей и не способен выйти за пределы элементарного «тред-юнионизма» — стремления улучшить условия своего труда и жизни. Поэтому в качества «авангарда рабочего класса» необходима революционная партия — партия, вооруженная научным марксизмом. И это должна быть партия нового типа — не массовая организация, а небольшая внутренне спаянная партия профессиональных революционеров, беззаветно преданных своему делу и способных повести пролетариат за собой. В ее организацию должен быть заложен принцип демократического централизма — свобода дискуссии и единство действий. Именно с такой «партией авангарда рабочего класса» большевики и пришли к власти в 1917 г. Очень скоро, однако, «диктатура пролетариата» на практике обернулась диктатурой коммунистической партии (название «коммунистическая» партия большевиков приняла в 1918 г.), ставшей «направляющей силой» советского однопартийного государства. . j л. - *

„ . м.

Герберт Маркузе (1898—1979)

Немецкий политический и социальный философ, один из основателей Франкфуртской школы социологии. С 1934 г. Маркузе, бежав из гитлеровской Германии, жил в США. Здесь он работал над собственной концепцией неомарксизма, широко заимствуя идеи Гегеля и Фрейда. Приобрел широкую известность в 1960-х годах как теоретик «новых левых» и «гуру» бунтующего студенчества.

Индустриальное общество изображал как всеохватывающую репрессивную систему, подавившую свободу мысли и поглотившую какую бы то ни было оппозицию Основные свои надежды возлагал не на пролетариат, а на студенчество, этнические меньшинства, женщин и страны «третьего мира». Основные работы Маркузе — «Разум и революция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1958), «Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества» (1964)

Возможно, что сталинская «вторая революция» 1930-х годов перевернула страну даже еще больше, чем большевистская революция 1917 г. До основания перестроив Советское государство, Сталин создал систему ортодоксального коммунизма, которую после 1945 г. восприняла Восточная Европа, Китай, Северная Корея и Куба. Главным идеологическим новшеством Сталина была теория «социализма в одной стране», провозглашавшая способность СССР своими силами построить социализм, — не ожидая мировой революции. Иногда говорят еще об экономическом сталинизме — первой пятилетке, начавшейся в 1928 г. и закончившейся скорым и полным искоренением частного сектора в экономике. За этим в 1929 г. последовала коллективизация сельского хозяйства. Вся экономика была переведена под контроль государства и подчинена системе государственного планирования — Госплану.

Столь же глубокими были политические перемены в стране. В течение 1930-х годов Сталин установил в СССР собственную диктатуру, серией чисток искоренив остатки оппозиции и свободы слова в партии, среди государственных служащих и военных. СССР стал тоталитарным государством: репрессии и террор стали нормой жизни. Хотя со смертью Сталина в 1953 г. страна сумела преодолеть наиболее грубые формы сложившейся системы, созданная Лениным партия с ее принципами жестко иерархического построения и дисциплины, равно, как и система сталинской экономики, основанная на тотальном огосударствлении и централизованном планировании, еще долго сопротивлялись всем и всяким попыткам реформирования. Даже и горбачевская перестройка (1985—1991) поначалу стремилась избавиться от всего лишь изжившей себя системы централизованного планирования, но на поверхность уже вырвались силы, давно находившиеся под спудом. Это и отправило коммунизм, как, правда, совсем по иному случаю выразился Л. Троцкий (см. с. 443), в «мусорный ящик истории».

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Ортодоксальный марксизм:

  1. Современный марксизм
  2. Марксизм
  3. 76. Марксизм
  4. Марксизм
  5. Марксизм.
  6. ОТРАЖЕНИЕ МАРКСИЗМА В БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ
  7. Маркс, марксизм и Восток
  8. 36. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАРКСИЗМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ
  9. Марксизм как философия истории и культуры
  10. Марксизм и отечественная историография о Востоке
  11. 15. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА
  12. Марксизм.
  13. 54. Политико-правовое учение марксизма
  14. 1.5.ИСТОКИ МАРКСИЗМА
  15. 1.6.РАННИЙ МАРКСИЗМ
  16. ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КРАХ «ЛЕГАЛЬНОГО МАРКСИЗМА»
  17. Глава 9 «ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ»
  18. Глава 2 Марксизм и отечественная историография о Востоке