<<
>>

§ І. Общая характеристика предвидения

Условно предвидение можно определить как возможность пред сказать будущие последствия тех или иных событий, процессов и явле ний. Оно основано на причинно-следственных отношениях, на базе которых можно предсказать то, что должно произойти в будущем.

Со бытие А является причиной следствия Б, потому что если бы не было А, то не было бы и Б. Разумеется, предвидение предполагает знание этих причинно-следственных отношений и связей. Физик-профессио нал может предсказать то, что не в состоянии сделать неспециалист в области физической науки. Это касается и политики. Необходимо знать внутреннюю логику политической жизни, механизмы ее функ ционирования и развития, чтобы быть в состоянии предвидеть опре деленные последствия политических действий. Следует иметь в виду и то, что одно и то же следствие может быть вызвано разными причи нами. Иными словами, нужно учитывать множество причин и множе ство последствий.

Предвидение может основываться на религиозной вере, астрологии, жизненном опыте и научных данных. Главное в религии, как извест но, — вера в сверхъестественные силы (следует отличать религиозную веру от обычной веры, которая нужна любому нормальному челове ку). В прежние времена утверждалось, что вместе с изменением обще ственных отношений, с улучшением материального положения людей они перестанут верить в Бога, в то, что какие-то таинственные силы

помогут им обрести покой и счастье; что благодаря атеистическому воспитанию они откажутся от услуг знахарок, гадалок, хиромантов, предсказывающих их судьбу и будущее. Конечно, от материального положения людей во многом зависит влияние религии и религиозного мировоззрения. Человек, постоянно озабоченный поисками пищи и крыши над головой, легко поддается влиянию религии, так как наде ется, что Бог ему в конечном счете поможет. Кроме того, влияние ре лигии усиливается в смутные времена, когда общество переживает глубочайший кризис, когда неизвестно, как выйти из этого кризисно го состояния.

Однако даже если всех людей сделать зажиточными и богатыми, если даже устранить всякие социальные катаклизмы, рели гиозное сознание все равно не исчезнет. Более того, оно не исчезнет и тогда, когда все граждане государства получат высшее образование. Хорошо известно, что многие выдающиеся ученые были верующими

Не следует забывать и о том, что человек — единственное живот ное, осознающее конечность своего существования, свою смерть. Рас сел писал, что инстинкт страха перед смертью является наиболее важ ной человеческой эмоцией. Ведь рано или поздно человек должен уйти в мир иной, и ему хочется верить в загробную жизнь, предвидеть свое инобытие. Такую веру и представление об этом инобытии обеспе чивает ему религия. «Я слышал еще мальчиком, — писал Аврелий Ав густин, — о вечной жизни, обещаемой нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей» . В критические минуты чело век верующий обращается к знахарям и гадалкам, к хиромантам, кото рые предсказывают ему будущее. Религиозная вера для предсказания будущего используется не только в личной, но и в общественной жизни. В античном мире, например, когда господствовало язычество, часто прибегали к помощи жрецов и прорицателей, которые должны были предсказать последствия военных походов. Так, готовясь к войне с персами и «желая вопросить бога о предстоящем походе, Александр прибыл в Дельфы. Случилось так, что приезд его совпал с одним из несчастных дней, когда закон не позволяет давать предсказа ния. Сначала Александр послал за прорицательницей, но так как она, ссылаясь на закон, отказалась прийти, Александр дошел за ней сам, чтобы силой притащить ее в храм. Тогда жрица, уступая настойчивос ти царя, воскликнула: «Ты непобедим, сын мой!» Услышав это, Алек сандр сказал, что не нуждается больше в прорицании, так как уже получил оракул, который хотел получить» .

Конечно, современные политики и государственные деятели не прибегают к помощи жрецов или пророков. Хотя многие из них, буду чи верующими, нередко обращаются к религиозным культам и пыта-ются заручиться их поддержкой при решении вопросов, имеющих для них и для руководимых ими государств судьбоносное значение.

Что касается астрологии, возникшей еще в древности, то трудно определить, к какому жанру предвидения ее отнести.

Независимо от того, отвергаем мы ее или поддерживаем, сомневаемся в ее предсказа ниях или верим в них, ясно одно: в современном мире место жрецов и прорицателей занимают астрологи, которые в зависимости от распо ложения небесных светил предсказывают судьбу человека, народов, государств и т.д. Многие специалисты в области астрологии доказыва ют ее важность и научность. В этой связи заслуживает внимания рабо та С.А. Вронского «Астрология: суеверие или наука?» Автор пишет, что в мире все взаимосвязано, «что основа человеческой личности и судьбы определяется геокосмическими факторами, то есть всеобщими законами природы и Космоса, биологическими условиями, местом рождения и постоянного пребывания, окружающей средой и т.д. Сюда также относится и происхождение человека, его наследственные при-знаки, воспитание и образование, социальная принадлежность, про фессия и деятельность, нрав и дух времени и отношение к нему, убеж дения и мировоззрения, то есть все, что в той или иной степени может подействовать на физическое и психическое развитие древнего чело века, его мораль и этику, его образ жизни» . Все это верно. Но имеет ли прямое отношение к гороскопу? Весьма сомнительно.

Безусловно, следует согласиться с С.А. Вронским в том, что нельзя абсолютно безошибочно предсказать то или иное событие. И все же нужно давать более или менее точные прогнозы, иначе все это будет походить на шарлатанство.

Предвидение, основанное на жизненном опыте, предполагает учет жизненных перипетий, с которыми имеет дело каждый человек. Если, допустим, те или иные действия привели к нежелательным для меня последствиям, то я должен избегать повторного совершения этих дей ствий. Однако надо иметь в виду, что человек часто преследует одну цель, а полученный результат оказывается совсем не тем, который он ожидал. Иными словами, трудно предвидеть те последствия, которые вызываются данными поступками. И все же ни рядовому человеку, ни государственному деятелю не следует пренебрегать жизненным опы-

том и надо стремиться к тому, чтобы максимально реализовывались преследуемые цели.

Научное предвидение, как подлинное предвидение, представляет собой такую форму прогноза, которая строго базируется на научных данных, на всестороннем научном учете всех обстоятельств.

Задача науки — открывать закономерности объективного мира, выяснять его имманентную логику развития и механизмы взаимодействия процес сов и феноменов. Вместе с тем задача науки состоит в том, чтобы де лать какие-то прогнозы, предсказывать возможные последствия тех или иных событий и действий.

Принято считать, что научное предвидение основано на динами ческих и статистических законах объективной действительности. Под первыми обычно подразумевают такие причинные связи, когда данное состояние обязательно имеет четко определенные последствия. По этому если известны начальные условия, то можно практически точно предсказать результаты. Если, например, известно, что поезд из Моск вы отправляется в Псков и что в нем находится пассажир Сидоров, едущий в Псков, то можно однозначно предсказать, что Сидоров при будет в Псков. Под вторыми подразумеваются такие состояния, кото рые гетерогенны, и уже в силу этого нельзя однозначно предсказать их последствия. Статистические закономерности — это закономерности массовых явлений. В сущности, все закономерности носят статисти ческий характер, так как окружающий нас мир очень сложен и много-образен и никакие динамические законы не могут его охватить. Если взять, например, социум, то он очень разнообразен. Он представляет собой продукт взаимодействия людей действующих и преследующих поставленные цели. Они индивидуальны и уникальны, невозможно проникнуть в их внутренний мир и предсказать, какие поступки они намерены совершить. Пассажир Сидоров может и не попасть в Псков, ибо он может выйти на какой-нибудь другой станции, заболеть в поез де и попасть в больницу и т.д.

Предвидение общественных процессов и явлений базируется на данных истории, социологии, статистики, демографии, политики, философии и других гуманитарных наук. Отсюда и сложность соци ального предвидения, и нередкое появление утопических теорий и концепций. «Город Солнца» итальянского мыслителя Кампанеллы читается с большим интересом, но изложенная в нем теория носит утопический характер. Утопическими были и воззрения Сен-Симона, Фурье, Оуэна, потому что они к исследованию общественной жизни подходили поверхностно, не занимались глубокими разработками межчеловеческих отношений и не раскрывали закономерностей раз вития человечества, хотя порою выдвигали гениальные идеи. Иными

словами, эти воззрения не базировались на строго научном анализе социальных феноменов и процессов.

Однако можно привести пример научного предвидения, оказавше гося безошибочным. Речь идет о научном предсказании, сделанном Энгельсом. Во •«Введении» к брошюре Борнхейма «На память ура- патриотам 1806—1807 годов», анализируя положение Пруссии, ее бу дущее развитие, Энгельс писал: «...Для Пруссии-Германии невозмож на уже теперь никакая иная война, кроме «всемирной войны» (выделе но мною. — И.Г.). И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы. От восьми до десяти миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда еще не объедали тучи саранчи. Опусто шение, принесенное Тридцатилетней войной, — сжатое на протяже нии трех-четырех лет и распространенное на весь континент, голод, эпидемии, всеобщее одичание как войск, так и народных масс, вызван ное острой нуждой, безнадежная путаница нашего искусственного ме ханизма в торговле, промышленности и кредите; все это кончается всеобщим банкротством, крах старых государств и их рутинной госу-дарственной мудрости, — крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым... Такова перспектива, если доведенная до крайности система взаимной конкуренции в военных вооружениях принесет, на конец, свои неизбежные плоды. Вот куда, господа короли и государст венные мужи, привела ваша мудрость старую Европу» .

Эти строки Энгельсом были написаны 15 декабря 1887 г. Действи тельно, ровно через 27 лет была развязана Первая мировая война, в которой Германия потерпела поражение. Нельзя не обратить внима ние и на то, что многие высказывания Энгельса почти текстуально совпали с событиями этой войны (она длилась четыре года, в нее были вовлечены миллионы людей и т.д.). Это исключительный случай предвидения, который сделал Энгельс на базе изучения законов функ ционирования и развития общества.

Можно привести и другой пример предвидения. Находясь в ссыл ке на о. Святой Елены, Наполеон I предсказывал, что в будущем мир будет либо американской республикой, либо всеобщей русской мо нархией. Не ошибся французский император, ибо в биполярном мире, действительно, доминировали США и СССР. Гениальный Наполеон такой прогноз делал на основе отличного знания политической жизни современной ему эпохи.

Однако следует подчеркнуть, что всякое предвидение носит веро ятностный, приблизительный характер. Чтобы точно предсказать то или иное будущее явление, необходимо выполнение многих условий, что практически невозможно в постоянно изменяющемся мире. Тем не менее человек потому и человек, что он должен стремиться к пред видению возможных последствий своих поступков.

<< | >>
Источник: М.Н. Марченко. Политология. 2003

Еще по теме § І. Общая характеристика предвидения:

  1. 4. Описание организации — общая характеристика
  2. 7. Общая характеристика P-, S-, D-элементов
  3. I. Общая характеристика предприятия
  4. 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  5. 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  6. 4.2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  7. 6.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  8. § 1. общая характеристика
  9. § 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  10. 22. Общая характеристика подгруппы кислорода
  11. 29. Общая характеристика подгруппы азота
  12. 51. Общая характеристика подгруппы лития